Дивизионеры ждут, когда русские начнут класть цветы на могилы солдат вермахта и возносить молитвы с благодарностью за совершенную попытку «освободить русских от тирании коммунизма». А российские дипломаты приближают их к этой мечте

Лики примирения — 9

В Испании, в Толедо, находится штаб-квартира Ассоциации родственников солдат, пропавших в России. Ее возглавляют Фернандо и Мигель Гарридо Полонио. С начала 90-х годов ассоциация занимается поиском в России тел погибших солдат испанской «Голубой дивизии» (250-й дивизии вермахта) и помогает родственникам репатриировать останки. Братья Гарридо известны также как инициаторы возвращения в 2004 году в Россию креста Святой Софии Новгородской. Они сделали всё возможное, чтобы представить передачу креста как возвращение «спасенной» реликвии. На самом же деле испанские саперы, вывезшие в 1942 году крест из Новгорода в Испанию, совершили акт мародерства, один из многих подобных актов, числящихся на счету «Голубой дивизии».

Еще один участник возвращения креста — Хосе Боно, занимавший в то время должность министра обороны Испании, организовал в октябре 2004 года в Испании акт «примирения», пригласив на национальный праздник одновременно ветерана «Голубой дивизии» и испанца республиканских убеждений, освобождавшего Париж в составе танковой дивизии Леклерка. Произошел скандал, левые политики отказались прийти на мероприятие.

Но устроители «примирения», в том числе толедские братья Гарридо (Хосе Боно, кстати, тоже прочно обосновался в Толедо, вызывая недоумение — откуда у левого политика столько земельных угодий и конных клубов?), явно не потеряли надежды примирить испанцев и весь мир с «Голубой дивизией». И зашли с неожиданной стороны — а именно вовлекли в свою «примиренческую» политику российское посольство в Испании.

Теперь, когда неподалеку от Толедо уже несколько лет подряд проходят совместные акции по «примирению» с участием российского посольства, членов ассоциации братьев Гарридо, Национального Братства «Голубой дивизии» и испанских военных, представители «Голубой дивизии» могут с полным основанием ссылаться на такие мероприятия как на прецедент. Что они и делают, указывая, что уже и Россия готова всё забыть, уравнять советских солдат и солдат «Голубой дивизии», отдать дань храбрости и дань патриотизму обеих сторон. И, мол, только испанские левые продолжают жаждать реванша и глумиться над павшими «героями».

Кстати, на своих мероприятиях дивизионеры идут еще дальше и прямо говорят о том, что ждут, когда русские, наконец, признают солдат «Голубой дивизии» освободителями и выразят им благодарность. Возможно, российское посольство в Испании не в курсе подобных высказываний, хотя эта тенденция возникла не вчера, никто данные высказывания не скрывает и, казалось бы, их невозможно не заметить. Так, еще в 1991 году, во время открытия на кладбище Альмудены памятника павшим «Голубой дивизии», сын дивизионера произнес следующие слова: «Мы пришли в Россию, чтобы отдать жизнь, если это будет необходимо, чтобы покончить с худшей тиранией, которую помнит история. Взамен мы не просили ничего, наградой для нас была радость выполнения долга милосердия во имя последующих поколений и во имя Испании. Поэтому теперь, когда коммунизм пал, пораженный своей собственной философией, у нас есть надежда, что этот народ вспомнит об испанских дивизионерах, которые отдали свою жизнь за его освобождение... С каким волнением представляется нам молитва на славянском языке за вечную жизнь дивизионеров, обращенная к небу, цветы на русской земле, которые украшают и наполняют своим благоуханием останки наших незабвенных товарищей».

Таким образом, дивизионеры ждут, когда русские начнут класть цветы на могилы солдат вермахта и возносить молитвы с благодарностью за совершенную попытку «освободить русских от тирании коммунизма». А российские дипломаты приближают их к этой мечте. В то время как испанские левые политики в 2004 году с негодованием отвергли попытку уравнять республиканцев и франкистов, представители российского посольства в Испании принимают участие в акциях, целью которых является уравнивание дивизионеров, присягнувших Гитлеру, и советских солдат. Не верится — но факт. И хотелось бы, чтобы объяснение происходящему дал российский МИД.

Что же именно происходит в окрестностях Толедо, в городке Санта-Крус-де-ла-Сарса? В городе находится кладбище, на котором похоронены советские летчики, погибшие здесь во время Гражданской войны. В 2009 году по инициативе мэрии города у могил летчиков был возведен памятник в виде гранитного обелиска. На памятнике на русском и на испанском языках сделана надпись «В память о советских военных летчиках, погибших в Испании в период Гражданской войны 1936–1939 гг. и похороненных на этом кладбище».

В интервью 2012 года мэр города Роман Муньос пояснил, что горожане должны относиться к могилам советских летчиков с уважением, поскольку в России с уважением относятся к уроженцу их города, служившему в «Голубой дивизии». И уточнил: «Они защищали противоположные идеи, но обе стороны защищали свою родину, свои идеалы и боролись на поле брани, уважая гражданское население».

Итак, знакомые тезисы, неоднократно озвученные представителями организаций, так или иначе представляющих «Голубую дивизию»: обе стороны защищали свои идеалы... Обе стороны защищали родину и мужественно сражались... И еще один знакомый тезис: обе стороны уважали гражданское население.

Поверим мэру Санта-Крус-де-ла-Сарса, утверждающему, что жители города с благодарностью вспоминают советских летчиков. Но откуда берется представление о том, что и в России испанцев вспоминают добрым словом?

Во-первых, оно складывается из рассказов самих дивизионеров. Конечно, не будут же дивизионеры рассказывать о расстрелах мирных жителей и изуверствах над пленными, хотя есть доказательства и того, и другого. Но кто особенно будет доверять словам дивизионеров? И тут, к сожалению, появляются «непредвзятые» источники. Российские историки Павел Тендера и Борис Ковалев активно обосновывают тезис о том, что испанцы из «Голубой дивизии» были как-то особенно добры к местному населению.

В фильмах, книгах, интервью, в выступлениях на конференциях они приводят свидетельства местных жителей, вспоминающих испанцев добрым словом (во время войны этим жителям было весьма мало лет). Активно используют дневник коллаборационистки Лидии Осиповой, многократно приводя ее свидетельства такого плана: «...если едет на подводе немец, то никогда вы не увидите на ней детей. Если едет испанец, то его не видно за детьми. И все эти Хосе и Пепе ходят по улицам, обвешенные детьми». Коллаборационист, конечно, прекрасный свидетель! При этом игнорируются многочисленные факты расправ над местным населением, грабежей, пыток, изнасилований, зафиксированных в документах ЧГК, документах немецкого и советского командования.

В фильме «Ленинградский фронт» Павел Тендера дает следующую характеристику «Голубой дивизии»: «Испанская дивизия была составлена, прежде всего, из идеалистов. Это были молодые романтики. Естественно, им было чуждо то отношение к славянам, какое было у немцев, как к недочеловекам. И, естественно, местные жители это чувствовали. Был даже некий элемент солидарности, братания с местным населением. Они видели в русских скорее жертв сталинского режима. Особенно теплое отношение у них было к русским детям».

Такое высказывание в адрес фалангистов — а фалангисты составляли ядро «Голубой дивизии» и представляли собой самую прогитлеровски настроенную часть франкистов — характерно разве что для самых оголтелых защитников дивизионеров. Например, для сына командующего «Голубой дивизией» Агустина Муньоса Грандеса-младшего. На конференции 2011 года, посвященной 70-летию со дня образования «Голубой дивизии» (на этой же конференции Павел Тендера читал лекцию «Отношения между дивизионерами и русским населением», а Борис Ковалев рассказывал о страданиях пленных испанцев в советском ГУЛАГе), Муньос Грандес говорил о фалангистах как о романтиках и идеалистах. Кроме того, он подчеркнул, что они были храбры, хорошо относились к местному населению и противостояли страшному сталинизму, которому был присущ безграничный экспансионизм.

Схожесть позиций налицо, так что дивизионеры не зря высказываются о Тендере как о своем друге и как об одном из лучших специалистов в России по «Голубой дивизии». В одном из бюллетеней Национального Братства «Голубой дивизии» рассказано, как в Барселоне на праздновании Рождества, на котором присутствовало руководство Братства, был также и Павел Тендера. Тендера рассказал испанцам о российской политике. Представление о том, что это был за рассказ, можно составить по другим высказываниям Тендеры о России в испанских СМИ. В частности, на вопрос испанских журналистов о том, что представляет собой Путин, Тендера заявил, что русские нуждаются в сильном лидере, сначала это были цари, потом — компартия. И что русские не способны сами принимать решения и любят, когда решения принимают за них. А рождественский праздничный вечер, где историк витийствовал о российской политике, завершился, как сказано в бюллетене Братства, исполнением гимна фалангистов «Cara al sol».

В общем, у дивизионеров действительно есть хорошие друзья в России.

Но вернемся к мероприятию в Санта-Крус-де-ла-Сарса. Мэр Муньос в упомянутом выше интервью 2012 года отметил, что на переговорах с российским посольством было решено не «прославлять ни одних, ни других». Можно ли верить мэру, сообщающему о наличии таких двусмысленных договоренностей? Особенно учитывая, что на последнем мероприятии, состоявшемся 29 апреля 2015 года, посол РФ в Испании Юрий Корчагин выразил благодарность испанцам за бережное отношение к прошлому в момент, когда участились попытки переписать и отрицать историю.

Но ведь организаторы мероприятия с испанской стороны как раз и занимаются переписыванием истории! Между прочим, в число участников церемонии 2015 года было включено непосредственно само Национальное Братство «Голубой дивизии», известившие о приглашении на мероприятие на своей странице в Фейсбуке.

По итогам мероприятия консервативная газета АВС привела слова мэра города Романа Муньоса, в очередной раз отметившего со знаком «плюс», что были представлены обе стороны конфликта: «Мы в Санта-Крус-де-ла-Сарса поддерживаем эту концепцию братства и понимания, которая не подчеркивает различий, а ценит то, что нас объединяет». Отдельно Муньос отметил значимость участия в мероприятии посла России в Испании.

Этот же факт — важность участия в мероприятии российского посла — подчеркнул и сын дивизионера «Голубой дивизии» генерал Хуан Чичарро. В статье, опубликованной на портале издания Republica, он указал, что «присутствием на данном мероприятии Россия заявляет о том, что она признает и помнит своих погибших солдат, однако это присутствие также подразумевает должное поминовение испанских солдат, погибших в России, чье благородное и лояльное обращение с русским населением она признает...». Идеалы можно обсуждать — в очередной раз подчеркнул генерал. Но нельзя не признавать героизм и доблесть, с которыми сражались и умирали за идеалы обе стороны.

А последователи «Голубой дивизии» задались вопросом в Фейсбуке: раз цветы советским солдатам в рамках «примирения» уже возложили, то не пора ли перейти к следующему этапу — совместно возложить цветы у памятника летчикам из немецкого легиона Кондор?

Действительно, по логике событий — этот шаг должен быть следующим. Что на это ответит российское посольство? Даже если разговоры Муньоса о неких договоренностях не соответствуют действительности, то уж как именно мероприятия в Толедо оцениваются испанской стороной, в посольстве знают точно.

Последователи «Голубой дивизии» точно знают, чего добиваются. Во время очередной церемонии на кладбище Альмудена один из молодых членов Братства отметил в речи, что дивизионерам не посчастливилось получить заслуженное признание при жизни, но оно придет. И это признание «уже на нашей ответственности. Это — та битва, которую должны вести мы все, это — наш долг перед ними», — заявил член Братства.

Кто же выполнит долг перед другой стороной? Перед советскими солдатами, перед республиканскими бойцами, перед убитыми мирными жителями России и Испании?