«Новый патриотизм» для школьников
В августе 2015 г. Правительством РФ было издано распоряжение № 1561-р, утвердившее Концепцию государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. В Концепции предлагалось развернуть в школах мощную «культурно-просветительскую» работу, посвященную памяти жертв политических репрессий в СССР. (Естественно, только в СССР — про царские репрессии и белый террор авторам Концепции почему-то вспоминать неохота...)
И вот, в октябре этого года все образовательные учреждения России получили от Министерства образования и науки РФ письмо № 08–2198 от 12 октября с «рекомендациями» провести 30 октября памятные уроки и классные часы, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий. Такой факт агрессивного внедрения антисоветской идеологии в школьное образование — нечто принципиально новое в жизни российских школ!
К письму Минобрнауки прилагались методические рекомендации по проведению памятных мероприятий. Авторами данных рекомендации, как указано, стали специалисты ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования» при содействии Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию вышеупомянутой Концепции. В последний состав этой Межведомственной группы, утвержденный 15 февраля 2016 года, вошли 44 человека, среди которых чиновники, уполномоченные по правам человека, а также весь «цвет» десоветизаторов. Так, среди участников группы — авторы программы десоветизации 2011 г. М. Федотов и С. Караганов, председатель Московской Хельсинкской группы Л. Алексеева, председатель «Мемориала» А. Рогинский, директор «Государственного музея истории ГУЛАГа» Р. Романов, Н. Сванидзе, Н. Солженицина. Вот эти-то господа и пытаются нынче диктовать школам, как воспитывать детей.
Методические рекомендации, разосланные по школам, почти полностью повторяют основные положения Концепции и используют такие же всем известные антисоветские мемы. Это и октябрь «1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей», и миллионы жертв политических репрессий, и насильственная коллективизация, повлекшая массовый голод, и насильственный труд заключенных, и «эмиграция наиболее образованной части населения».
При этом и Концепция, и Методические рекомендации, и предлагаемые источники, разумеется, очень односторонне отражают сложные и противоречивые события 20–30-х годов прошлого века. Школьным учителям истории, ознакомившимся с этими рекомендациями, и мне в том числе, непонятно одно: почему детям предлагается принять как истину мнение одной, причем немногочисленной, группы исследователей?
Так, если мы обратимся к разделу предлагаемой в Методических рекомендациях литературы, то увидим, что предлагаются лишь те источники, которые освещают историю нашей страны с резко антисоветских позиций. Более того, в этом списке также значится методичка сотрудников «Мемориала» А. Суслова и М. Черемных «Изучение в школе истории сталинских репрессий», о которой мы писали ранее в нашей газете. Методичка была признана прокуратурой незаконной и удалена с сайта Минобрнауки. Однако в этом году школьникам снова навязывают некачественную — и уже запрещенную! — литературу. Имеются также в этом списке мемуары и информационные бюллетени от «Мемориала»...
Нет только работ, представляющих другую точку зрения. Почему, например, авторы Методических рекомендаций не предлагают педагогам и учащимся ознакомиться с работами историков В. Н. Земскова, В. В. Цаплина, Ю. Н. Морукова? Может быть потому, что тогда утверждения о неисправимой порочности советской власти перестанут быть настолько убойными, а это не нужно? Ведь, познакомившись с достаточно небольшими и содержательными статьями Земскова, можно узнать точное число репрессированных и то, сколько из них было «политических». В исследовании Цаплина, посвященном демографии в СССР довоенного периода, можно ненароком обнаружить доказательство того, что невозможно говорить ни о каких 7 миллионах погибших от голода. А после прочтения работ Морукова — задуматься над тем, насколько ничтожно мал был реальный вклад труда заключенных в стройки первых пятилеток.
С предлагаемыми Методическими рекомендациями электронными источниками всё то же самое. Предложено шесть ссылок: сайт «Мемориала», сайт, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий, сайт «Историческая память: ХХ век», сайт Музея истории ГУЛАГа и два видеоканала. Естественно, пройдя по каждой из этих ссылок, мы узнаем о том, что СССР был «ужасным, бесчеловечным, преступным государством».
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования сформулированы предметные результаты освоения образовательной программы. Так, преподавание истории должно быть направлено на «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней». Нужно отметить, что это требование ФГОСа является фундаментом исторической науки. Лишь сопоставление многочисленных различных источников и их критический анализ могут дать исследователю истинное представление о прошлом.
Более того, в принятом не так давно, после многочисленных обсуждений, Историко-культурном стандарте, в соответствии с которым сегодня пишутся учебники истории, нет «октября 1917 года, повлекшего ужасные последствия и т. д., и т п.», а есть «Великая российская революция», частью которой являются события октября. Но авторам Методических рекомендаций явно наплевать и на стандарт...
Ныне, по факту, Минобрнауки лишает школьников возможности полноценно и качественно изучать историю. Ребята получают ограниченную информацию и уже готовые выводы. Подобный подход к образованию — это уже не некомпетентность, это — политический заказ, причем заказ на бандеризацию России. И, честно говоря, просто смешно после таких концепций и писем слышать рассуждения о том, что школа и наука в СССР были «изуродованы коммунистической идеологией».
Какие же формы работы с учащимися предлагаются в приложении к Методическим рекомедациям? Вот здесь авторы методички предоставляют нам широкий выбор: подготовка поисково-информационных исследовательских проектов; создание музеев и экспозиций, посвященных репрессиям; просмотр и обсуждение видеоинтервью с узниками ГУЛАГа и членами их семей; разработка проекта памятника (знака) жертвам политических репрессий; модерируемая дискуссия по вопросам сохранения памяти жертв политических репрессий; поиск информации о репрессированных учителях и сотрудниках школы; мастер-класс по семейной истории; социологические опросы, проводимые учащимися; мероприятия, основанные на биографиях известных соотечественников, пострадавших от политических репрессий; интервью с людьми, жившими в СССР, по специально разработанному опроснику на тему политических репрессий, преследования инакомыслия и др. Как видим, размах серьезный.
Озвученная программа деятельности — это не разовая акция. Такой объем мероприятий рассчитан на годы и десятилетия. То есть предложение отметить 30 октября как День памяти жертв политических репрессий — явно лишь начало. Очевидно, сторонники антисоветской идеологии рассчитывают сделать тему политических репрессий центральной во внеурочной воспитательной работе.
Сразу возникает вопрос: эти занятия будут добавлены к уже имеющейся внеклассной деятельности или же придется что-то отменять?
Любой учитель истории, взглянув на предложенные в методических рекомендациях формы работы, скажет, что большинство из них давно и успешно используются в российских школах при реализации программ патриотического воспитания.
Основной темой патриотического воспитания в нашей стране является Великая Отечественная война. И это, безусловно, оправдано. Во-первых, потому что данное событие коснулось буквально каждой семьи в нашей стране. Во-вторых, потому что это ключевое событие мировой истории ХХ века. Ребята ходят поздравлять оставшихся в живых ветеранов, возлагают венки на братские могилы, проводят исследовательские работы, посвященные их предкам — участникам войны, составляют книги и карты памяти, организуют уроки мужества, смотрят и обсуждают военные фильмы и хроники, создают музейные уголки и стенды памяти, делают ролики и сайты.
Теперь нам предлагают делать всё то же самое, но наполнить эту работу другим содержанием! Авторы обсуждаемого письма и Концепции считают политические репрессии темой патриотического воспитания — явно центральной и единственной.
Нужно сказать, что работа по внедрению в школы такого нового «патриотизма» ведется уже давно. Но с появлением Концепции многие проекты получат статус обязательных.
Так, в этом году по школам активно распространялось письмо от «Мемориала». В письме предлагалось принять участие в конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. Россия — ХХ век». Конкурс проводится с 1999 года, причем при реализации проекта используются государственные деньги. Но наиболее серьезную раскрутку конкурс получил в этом году. (И, добавим, в апреле этого же года его организаторов облили зеленкой в день церемонии награждения.)
Авторы конкурса предлагают школьникам подготовить исследовательскую работу по таким темам: «Цена победы», «История семьи», «Человек и власть», «Человек и малая родина», «Свои — чужие». Названия говорят сами за себя. Уверен, что многие ребята присылают на конкурс прекрасные работы, в которых история нашей страны не выглядит, как беспросветный ГУЛАГ. Но в каждом исследовании, размещенном на сайте проекта, рассказывается о репрессиях и жестокой советской власти.
Что ж... Десоветизаторы выбрали верный путь для достижения своих целей. Ведь наиболее эффективный метод слома национальной идентичности — это работа с подрастающим поколением. Если детям на протяжении всей учебы в школе внушать, что «СССР — это преступное государство», и что «все с этим согласны», то через несколько лет вместо акции «Бессмертный полк» мы получим «Бессмертный ГУЛАГ».
Сегодня в школу тихой сапой входит новая идеология. Идеология, которую не приемлет абсолютное большинство граждан России. Разработана эта идеология для того, чтобы лишить наших детей даже намека на гордость за свою страну, превратив их в одураченных рабов. Добавим, что всё это осуществляется за государственный счет, то есть наши соотечественники сами оплачивают свое уничтожение.
Мы призываем родителей и всех обеспокоенных граждан выступить против превращения наших детей в ненавидящих свою страну и свое прошлое янычар. И требовать немедленного прекращения внедрения политической пропаганды в школы.