logo
Статья
/ Наталья Севрюкова
Одновременно Устинов сознательно работал на разрушение образа Сергия Радонежского как собирателя русских земель. Так, он утверждал, что рассказ летописи о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву с татаро-монголами — миф

От древних укров к сергиевопосадской демократии

Сегодня всё чаще восхваляются региональные мифические идентичности — сибирская, дальневосточная, поморская, уральская и пр. Их активными пропагандистами в интернет-пространстве являются неонацисты-сепаратисты и либералы — два крыла оранжистского тандема, мечтающего о развале России.

Особенно люб нашим либералам миф о Новгороде. Ссылаясь на то, что в определенный период истории новгородское городское вече само избирало князей, либералы восхваляют Новгород как «древнюю российскую европейскую демократию» и противопоставляют его всей прочей «рабской России». При этом либералы, само собой, умалчивают о том, что вече было не в одном Новгороде. А также о том, как новгородцы чуть не погибли от собственной строптивости, выгнав защищавшего их от западных крестоносцев Александра Невского. А также о том, как они еле успели вернуть его накануне Ледового побоища. И так далее.

Мелкоуездная и городская (чем мельче, тем лучше!) идентичность особенно тешит душу либерала. А миф о Новгороде помогает им в создании некоего искусственного конструкта, этакой «России-Гардарики, страны городов».

И вот, в наши дни новгородский миф неожиданно стал... клонироваться. Причем на совершенно, так сказать, ровном историческом месте — в Сергиевом Посаде Московской области.

Сергиев Посад — крайне значимая для всех православных людей точка, где преп. Сергий Радонежский основал свой монастырь. При этом фигура Сергия как собирателя разрозненных в период татаро-монгольского ига русских, воодушевившего их на борьбу с татаро-монголами — имеет не только конфессиональное, но и общекультурное значение. Из монастыря, построенного преп. Сергием, выросла Свято-Троицкая Сергиева лавра, а вокруг нее поселение, посад.

Оговорим сразу, что к новгородскому вече Сергиев Посад имеет еще меньше отношения, чем средневековый Ватикан — к демократии. Но именно здесь, в Сергиевом Посаде, сегодня вполне открыто ставится глубоко парадоксальный, противоестественный эксперимент по выращиванию искусственной либеральной идентичности (и сопутствующему разрыву с идентичностью православной). Характерно, что эксперимент этот ставится при участии местного Агентства культурного и социального развития, зарегистрированного в январе 2013 года Сергеем Персиановым — заместителем главы города по культуре. То есть при непосредственной поддержке местных властей.

Идеологом сергиевопосадского локального начинания является Олег Устинов — кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарного общественного цикла» филиала Московского государственного индустриального университета и, по совместительству, сотрудник вышеназванного Агентства. Одной из сфер своих научных интересов Устинов называет «теорию и практику демократии». И указывает на сайте «Перезагрузка.ру», что его миссия — «претворение в жизнь образовательных и культурно-просветительских проектов».

Как заявил основатель Агентства Персианов, своим появлением в городе Устинов ознаменовал приход «нового поколения просветителей». Поколение этих людей, по определению самого Устинова, «изменит общество изнутри незаметно, долгосрочно и качественно». В какую сторону Устинов предполагает менять общество и почему намерен делать это незаметно, становится ясно из его деятельности.

С 2011 г. Устинов вел на местном телеканале «Радонежье» собственную еженедельную передачу «Параллели Олега Устинова: История, которую мы забыли». Цель своей передачи ведущий охарактеризовал как «возвращение к историческому сознанию 80–90 гг. прошлого века, периоду исторических сенсаций, периоду обретения правды». И действительно, в «Параллелях» Устинов последовательно внедрял в сознание зрителей образ «ничтожества» строителей СССР и «величия» его разрушителей-перестройщиков.

Одновременно Устинов сознательно работал на разрушение образа Сергия Радонежского как собирателя русских земель. Так, в передаче «Актуальное интервью» от 27 мая 2014 года он — столь же самоуверенно, сколь и безосновательно, — утверждал, что рассказ летописи о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву с татаро-монголами — миф. Что этого «быть не могло». Почему? А потому что «не могло быть, и всё тут»...

Добавим, что отвергая столь решительно летописные источники и всю православную традицию, сергиевопосадское Агентство не нашло ничего остроумнее, чем разместить в разделе «История» на своем сайте полуязыческие байки в пересказе Натальи Ганиной (об этом специфическом бывшем директоре Агентства мы поговорим ниже) — о духе, живущем в здании железнодорожной станции, о русалке в Келарском пруду и т.д...

В июле 2013 г. Устинов занял пост председателя Общественной палаты Сергиево-Посадского района. После чего осенью того же года «просветительская» деятельность Агентства резко активизировалась. В октябре в сергиевопосадской библиотеке им. Горловского был открыт «Интеллектуальный клуб», заявивший своей целью превращение обывателей в граждан.

А в феврале 2014 года в той же библиотеке при поддержке Агентства открылся «Народный университет». Данная структура сформулировала свою задачу как «воспитание патриотизма через расширение кругозора жителей города, повышение их самооценки, и в результате, формирование интеллектуальной городской элиты». Тем самым задача превращения обывателей в граждан отменяется. И возникает новая задача — превращение в элиту — кого? Видимо, обывателей. Впечатляет, не правда ли?

Первая лекция Устинова, прочитанная 1 февраля 2014 г. в «Народном университете», носила название «Мы не рабы. Рабы немы» (издевательски обыгрывающее советский лозунг «Мы не рабы. Рабы не мы»). В этой лекции Устинов постулировал, что в Сергиевом Посаде, «в отличие от всей остальной России, не было рабства»... Да уж, прямо скажем, «свежее открытие», Новгород «отдыхает»!

Кроме того, Устинов поведал, что «в процессе перехода от диктатуры к демократии мы все так или иначе будем изломаны, в том числе будет изломана и молодежь, которая сейчас становится поколением эксперимента»... При этом в том, что под экспериментом, в жернова которого призывают бросить очередное поколение, подразумевается перестройка-2, сомневаться вряд ли приходится.

«Народный университет» Агентства очевидным образом ведет свою историю не только от пражских белоэмигрантов, но и от работавшего в 1970–80-е годы прошлого века в Загорске (тогдашнее название Сергиева Посада) диссидентского «Народного университета». Учреждение это было создано при непосредственном участии Александра Самойловича Горловского, помогавшего составлять учебные планы и преподававшего на литературном факультете. Горловский — выпускник Карагандинского педуниверситета и филфака МГУ, приехавший в Загорск в 1954 г. из Казахстана, куда был сослан за участие в заговоре.

Основатель Агентства Персианов гордится личным знакомством с Горловским. На открытии «Народного университета» Персианов заявил, что «новое поколение просветителей» по мировосприятию очень близко Горловскому и призвано возродить и продолжить традицию, заложенную предыдущим поколением.

Когда от разговоров о Горловском и свободе переходят к реальным действиям, призванным создать новое поколение просветителей, становится очевидно, что речь идет о формированнии в Сергиевом Посаде новой региональной, более того — микрорегиональной идентичности.

На круглом столе в июле 2014 года в газете «Ярмарка», принадлежащей Персианову, Устинов рассказал о «новом научном направлении» — «культурной географии»: «Культурная география — это междисциплинарное направление, которое особым образом символизирует пространство. Самое главное в ней — некий культурный миф. Здесь миф означает не ложное знание, а предельное обобщение. Территория может символизироваться по-разному. Например, по какому-то герою или по статусу территории (морская столица, экономическая, политическая). В различных регионах России активно идет поиск региональной идентичности. (выделено мною — Н. С.)»__

После этих многозначительных слов Устинов заявил о необходимости создания новой идентичности Сергиева Посада и пообещал, что это не такое уж трудное дело: «Нам очень просто символизировать нашу территорию, потому что мы живем в месте, где мифы уже созданы. Не нами и очень давно... Причем, сначала рождается миф, а потом — сам бренд».

Как именно Агентство понимает сергиевопосадские «бренды» и как намерено их поддерживать, видно из поставленной этой организацией в рамках проекта «Окно в историю» недалеко от городского вокзала скульптуры к 700-летию Сергия Радонежского. Это совершенно постмодернистская металлическая матрешка (какое отношение имеет св. Сергий к матрешке?) агрессивного красно-черного окраса с большой черной щелевидной дырой посередине, содержащей цифру «700»...

На «Интеллектуальном клубе» не стесняются обсуждать шокирующие своей откровенностью темы. Так, на заседании 12 февраля 2014 г. на тему «Герой нашего времени» тогдашний директор Агентства Наталья Ганина заявила, что герой в его классическом понимании — это «ненужное понятие».

А в статье «Герой, я не люблю тебя!», размещенной на сайте Агентства сразу после этого заседания, Ганина уточнила, что «героизма и жертвенности от подданных чаще всего требуют бесчеловечные тоталитарные режимы». И предложила новое наполнение понятия «герой», услужливо подсунутое главным редактором всё той же газеты «Ярмарка» Сергеем Шиляевым: «Сейчас государственная машина развязала войну против гражданского общества, и поэтому героем может стать каждый из нас». Читай — героем-майданщиком, борющимся против государства...

Как мы видим, Сергиев Посад сегодня пытаются превратить из сакральной православной точки и символа воссоединения Руси — в идеологическую площадку для ее раздробления. А антиисторические искусственные идентичности — новгородскую, сергиевопосадскую и пр. — сделать русским аналогом «древних укров», уже сведших с ума украинцев.