Проект «Антибиблиотека», он же — технология двойного назначения
В прошлой статье «Антибиблиотека» мы рассматривали проект креативных развлекательных центров в библиотеках, реализуемых ООО «Компания «Брайт пипл». В связи с продолжающимся распространением этого проекта (антибиблиотека появилась в городе Видное, планируется запуск аналогичных центров еще в нескольких городах Московской области) мы вновь обращаемся к этой теме.
Подмосковный город Королев. Областная научная библиотека им. Крупской. Именно в ней стал реализовываться проект «Антибиблиотека». Цель проекта — создать на базе библиотеки креативное пространство «Проjектор». И за счет этого, возложив на библиотеку еще и функцию молодежного центра, повысить привлекательность и посещаемость библиотеки. Казалось бы, прекрасный проект. Однако на деле очень быстро обнаружилось, что авторы проекта не могут создать ни интеллектуальных продуктов, ни креативного пространства. А могут только... Стоп. Перед тем, как обсуждать результаты начинания, нужно разобраться в том, кто это начинание затеял. И с какими реальными целями.
В середине ноября художественный руководитель «Антибиблиотеки» Юрий Петров в передаче «Тет-а-тет» на радио «Наше Подмосковье» сделал несколько заявлений, которые позволяют расставить точки над i.
Он сообщил слушателям, что «Антибиблиотека» не является на самом деле ни социальным, ни образовательным проектом (!). Что «Антибиблиотека» — это (цитируем) «фокус-групповое исследование возможности существования такого молодежного центра». Что данное исследование дает возможность решения «гигантской задачи». Какой же именно? Представьте себе, речь идет о решении задачи создания «структуры взаимодействия с Министерством культуры и с руководством библиотеки». Ну, наладили структуру взаимодействия, и что? А то, что, как говорит автор проекта, налаживание такой структуры позволит «немножечко поставить под сомнение ту структуру, те процессы, которые сейчас происходят в библиотеках». Заметим: не обновить, не влить новую жизнь, а «поставить под сомнение».
В дополнение к вышесказанному следует отметить низкую посещаемость «Антибиблиотеки», что подтвердил мониторинг мероприятий (5–10 человек против 40–80, приходящих на занятия, проводимые самой библиотекой). Это вызывает недоумение, поскольку повышение посещаемости называлось среди приоритетных задач антибиблиотеки.
Из длинного перечня видов деятельности «Антибиблиотеки» на настоящий момент реализуется лишь малая часть. Сама «Антибиблиотека» реализует учебный курс для молодежи «Культура как профессия», при наборе на который проводился жёсткий отбор слушателей, вопреки заявлению организаторов о приеме всех желающих. В рамках этого проекта ведется обучение по семи направлениям: радиовещание, фотография, публицистика, менеджмент и т. д. Учебный курс, по словам худрука, ставил целью не передать знания, а научить людей сколачивать команду и управлять ею.
Сразу же возникает вопрос: сколачивать какую команду, под какие цели? О каких методах управления идет речь?
Результатом проекта стал запуск интернет-журнала, который начал с выкладывания критических материалов по социальным проблемам города и развернутого интервью Ю. Петрова, в котором научная библиотека им. Крупской представлялась воплощением отсталости и отмирающей формой.
Кроме этого, два раза проводилось научно-популярное шоу «Среда общения». На одном из них, вышедшем под заголовком «Человек и космос», два заявленных докладчика — доктора наук А. А. Калмыков и Ф. И. Гиренок — громили и отечественную космическую науку («Зачем нам этот космос, что нам там делать?»), и культуру («Россия большая, но какая-то глупая. Ничего в ней нет. Литературы нет, музыки нет, философии нет»). И активно продвигали гностические идеи о злой природе человека и мира, о бесконечном движении мира вниз после грехопадения Адама и Евы и невозможности выхода из этого состояния.
Прочие виды деятельности, заявленные «Антибиблиотекой» на открытии, быстро скукожились и почти исчезли. Им на смену пришли настольные игры «Гномы-вредители», «Правитель Токио», «Зомбицид» с изображениями размозженных голов и тому подобного.
Говоря о дальнейших планах, Ю. Петров сообщил, что в теплое время года «Антибиблиотека» намеревается «делать мероприятия на свежем воздухе, потому что в основном, когда хорошая погода, молодые люди гуляют в парках».
«Есть очень хороший пример — то, что происходит с местами досуга, с парками в Москве», — сказал он и намекнул, что этот подход «министерство поддержало».
Что поддержало? И поддержало ли? Об этом следует поговорить поподробней.
Учитывая примитивно-развлекательный характер мероприятий, проводимых в «Антибиблиотеке», специализацию «ООО Компания «Брайт Пипл» и недавние заявления его директора Марии Гальпериной о переориентации на работу с детскими учреждениями дополнительного образования, речь идет о локальных уличных акциях и фестивалях «европейского уровня», организуемых на базе библиотек и домов культуры. Сотрудничество с последними уже апробировано в некоторых округах г. Москвы.
Становится очевидным, что никто и не собирается приобщать молодежь к чтению, воспитывать в ней тягу к знаниям и уж тем более способствовать популяризации библиотеки. Апологеты проекта «Антибиблиотека» заявляют, видимо, опираясь на результаты проведенного «фокус-группового исследования», что молодежь у нас «любит свободу, общение и не имеет насущной потребности ходить в библиотеку за книгами». А потому «Антибиблиотека» намеревается выйти на улицу и в парки и предложить горожанам карнавально-фестивальный продукт.
Возникает далеко не праздный вопрос: если всю деятельность библиотеки надо выносить на улицу, то что должно происходить в библиотечном здании? И не идет ли речь о том, что после вынесения деятельности библиотеки на улицу эти здания... Как бы это помягче сказать... Оптимизируют, перепрофилируют... Или попросту хапнут?
Итак, в происходящем, с одной стороны, явно просматривается желание осуществить достаточно масштабный хапок. Но и это еще не всё.
По словам М. Гальпериной, уличные акции должны, во-первых, вовлекать горожан в действо, и во-вторых, «формировать на него зрительский запрос». Кроме того, она подчеркивает, что фестиваль карнавального типа претендует на то, чтобы стать идеологией (!). Какой именно идеологией? Каковы политические цели идеологии, — потому что без политических целей идеологии не существует?
Однако даже идеологизация не исчерпывает тех задач, которые, по мнению идеологизаторов, стоят перед уличной карнавализацией, коей должна быть заменена библиотечная деятельность.
Уличные карнавальные акции, призванные разбудить энергию людей, охарактеризованы М. Гальпериной как способ «объединить яркие креативные проекты музеев, вузов, домов культуры и просто творческих людей с их потенциальной аудиторией... привлечь их в яркий фестивальный мир» для того, чтобы «привести в движение, оживить всё городское пространство».
В приведенных заявлениях на все лады говорится о необходимости пробуждения масс, при этом остается без ответа вопрос: о пробуждении чего идет речь?
Один из вариантов ответа дает голландский урбанист Эрвин ван Туйл, преподаватель университета «Эразмус» в Роттердаме. 9 октября 2013 г. на круглом столе на тему «Влияние масштабных фестивалей на городскую среду», прошедшем в галерее ВХУТЕМАС, на котором присутствовали чиновники Департамента культуры Москвы, он обозначил, что уличный фестиваль — это технология двойного назначения. В частности, он сказал, что, помимо функции развлечения, фестивали «могут стать инструментом создания правового общества, как это происходило в Европе и Америке. И новые технологии, напротив, могут стать активной частью таких мероприятий».
Поскольку фестиваль, как было заявлено его инициаторами, должен стать идеологией, необходима и модель государства, которому могла бы служить новая идеология. В качестве варианта такого государства стремительно распространяющаяся по городам игра «Картония» предлагает игровую тоталитарную страну, возглавляемую нестрашным и доброжелательным Тираном.
Игра «Картония» — это международный социокультурный проект, включающий в себя строительство Картонных городов со всей инфраструктурой, присущей государству: площадями, банками, гостиницами, почтой и даже тюрьмой. Граждане страны Картонии, которыми могут стать все, кто прошел несложную процедуру отбора, уже выходят на карнавалы с лозунгом «Ура Тирану Картонии!». Строительство городов из картона прошло в Ульяновске, Перми, Иркутске, Москве и Воронеже, в рамках фестиваля «Яркие люди».
Однако фестиваль «Яркие люди» (его называют и карнавалом) предполагается проводить летом. А в декабре, в ожидании теплого сезона и уличных действ, «Антибиблиотека» обкатывала новое молодежное СМИ.
13 декабря она провела съемки ток-шоу на тему «Киберспорт — профессия будущего?» В рамках шоу развернулась дискуссия о том, является ли киберспортсмен геймером (эвфемизм, используемый для обозначения игромана). Участники пришли к выводу о необходимости разграничения геймеров и киберспортсменов, поскольку профессиональный киберспортсмен не является геймером.
Вдумаемся, еще недавно Ю. Петров указывал на игру как методику ОБУЧЕНИЯ. Когда же в интервью на радио «Наше Подмосковье» он публично объявил об отказе от обучения, осталась ТОЛЬКО игра.
От развивающей игры — к игре, не предполагающей развития. А от игры, не предполагающей развития — к игре, предполагающей деградацию?
Вот что, по сути, предлагается нам в качестве замены интеллектуальной среды библиотеки — некая «креатив-культурная» среда двойного назначения.
Обсудив методы и идеи, продвигаемые креативщиками двойного назначения, мы должны все-таки отметить, что, кроме меньшинства, клюющего на их двойное назначение, есть и большинство, всё это полностью отвергающее.
Бóльшая часть читателей библиотеки ждет от нее не хеппенингов двойного назначения, а лекций по философии, истории, литературе, музыке, культурологии. Это большинство (а мы готовы показать, что речь идет именно о большинстве) не хочет тонуть в карнавальной бессмыслице, в игровой стихии. Оно тянется к высоким смыслам, ищет их и находит.
Это подтверждают занятия для школьников старших классов, проводимые областной научной библиотекой им. Крупской. Особенно показательным стал один из последних лекториев на тему «Есть ли в жизни смысл?», во время которого пятнадцатилетние мальчишки обращались к лектору, требуя углубления дискуссии по предмету. Как мы видим, не всё еще потеряно в стране, несмотря на четверть века реализации шоу-политики, шоу-воспитания и других технологий двойного назначения, порождающих декультурацию, десоциализацию и так далее.
Подростки ищут сложности и, споря с лектором, настаивают, что смысл жизни — это движение вверх. Они не согласны с тем, что им пытаются навязать игры с монстрами и уличный карнавал, которые примитивизируют их потребности, их жизнь и их досуг.
И было бы странным предположить, что авторы подобных проектов с двойным назначением (оно же двойное дно) не ведают, что творят.