Украинский кризис и новая экономическая война. Часть VII
На попытки Запада (прежде всего, конечно, Америки) нанести России ущерб санкциями в сфере поставок продукции высоких технологий, и в особенности технологий оборонного значения, — Москва начинает отвечать достаточно решительно. И в технологической, и в других «чувствительных» для США сферах.
В начале июня поступили сообщения, что и американский «Боинг», и (особенно) европейский «Эйрбас» озаботились срочным поиском альтернатив российским поставкам титана для военного и гражданского авиастроения и космических программ. Дело в том, что российское производственное объединение «Ависма» является ключевым поставщиком этого стратегического металла — «Эйрбас», в частности, зависит от российских поставок титана более чем на 60 %. И сейчас европейский и американский ВПК предупреждают правительства Запада, что российский ответ на новое ужесточение западных санкций вполне может включать ответные «титановые» санкции.
Также в начале июня из России поступили подробные разъяснения по поводу тех двигателей РД-180, которые США закупают у российского «Энергомаша» для запусков военных и гражданских спутников своими ракетами «Атлас». Как мы уже писали, Пентагон и аэрокосмическое агентство НАСА решили выделить $1,5 млрд для разработки собственного аналога РД-180 и надеются, что лет за пять сумеют добиться успеха.
Однако сейчас российские специалисты сообщили, что у них уже есть разработка принципиально нового двигателя, использующего принцип детонационного горения топлива. Этот двигатель будет обладать более высоким коэффициентом полезного действия (минимум на 15 %) и окажется в несколько раз эффективнее по стоимости вывода в космос полезной нагрузки. Причем за три–четыре года планируется довести этот двигатель до опытного производства.
Но это ставит перед американцами принципиально новую, более сложную и дорогостоящую задачу. Речь уже не о том, чтобы далее использовать для вывода на орбиту спутников накопленный запас старых «военных» ракет «Атлас» (то есть просто воспроизвести аналог РД-180). Речь о том, чтобы не уступить России первенство в гонке космического двигателестроения. И 13 июня руководитель программ Пентагона по закупке вооружений Фрэнк Кендалл с горечью сообщил, что « США ищут возможность отказаться от российских ракетных двигателей при запуске военных спутников... Мы бы хотели это сделать... но пока не придумали в точности, как этого добиться...».
Также с начала июня был прекращен (как и обещал в мае вице-премьер Д. Рогозин) доступ США к 11 расположенным в России так называемым станциям дифференциальной коррекции системы глобального позиционирования GPS. Эти станции, размещенные в 11 субъектах РФ и обеспечивающие точную калибровку спутниковых сигналов GPS, формально принадлежат американской научно-исследовательской сети NEDA (North Eurasian Deformation Array). Но забеспокоился в первую очередь Пентагон.
И вот почему. Россия, развертывая собственную спутниковую систему глобального позиционирования ГЛОНАСС, запросила у США разрешения создать аналогичную систему станций калибровки на американской территории, но получила резкий и решительный отказ. Потому Россия, с 1 июня перекрыв американский доступ к станциям NEDA, предупредила, что если к 1 сентября переговоры с США о «симметричной» системе российских станций ГЛОНАСС не увенчаются успехом, Россия станции NEDA демонтирует.
Дело здесь вовсе не в борьбе дипломатических или технологических амбиций. Официальная задача станций NEDA как бы сугубо геофизическая — передача сигналов о деформациях земной коры в американскую сейсмическую службу. Однако цель не только в этом. Станции NEDA позволяют калибровать спутниковую систему GPS над территорией, где они расположены, и за счет этого резко повысить точность определения координат объектов в реальном времени. Если без станций NEDA ошибка GPS-позиционирования может достигать 5–10 метров, то с калибровкой ошибка сокращается до десятков сантиметров.
И это не мелочь. Для определения положения автомобиля на дороге GPS-навигатором ошибка в 10 метров никакого значения не имеет. А вот для подлетающей высокоточной гиперзвуковой ракеты, которая нацелена на крышку стратегической ракетной шахты, ошибка в наведении в несколько метров может стать решающей: будет уничтожена шахта или нет. И Россия показывает, что одностороннего преимущества США в таком важнейшем вопросе терпеть не намерена.
Далее, Россия, похоже, сполна воспользовалась повышением рисков и цен на глобальном нефтегазовом рынке. Портфель зарубежных заказов российского «Росатома» на строительство АЭС в последние годы и без того рос достаточно быстро. А в нынешнем году, на фоне украинского кризиса, рост стал еще более бурным. Помимо желания Ирана строить новые реакторы в Бушере и в других провинциях, недавно подписаны соглашения на еще два блока АЭС «Куданкулам» в Индии и один блок АЭС в Казахстане. Заключено окончательное соглашение о финансировании и строительстве АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии.
3 июня глава «Росатома» С. Кириенко доложил премьеру Д. Медведеву, что за последние три года корпорация нарастила заказы вдвое, с $50 млрд, до $98 млрд и что все контракты в Венгрии, Бангладеш, Вьетнаме, Беларуси и т. д. выполняются в соответствии с графиком. А 9 июня премьер Д. Медведев утвердил госпрограмму «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» до 2020 года стоимостью 900 млрд руб.
Скептики тут же указали, что украинские решения о прерывании отношений с Россией в сфере технологий оборонного и двойного назначения — могут «осадить» ядерно-энергетические амбиции России. Мол, эти амбиции сильно зависят от харьковского концерна «Турбоатом», поставляющего в Россию турбины для АЭС, тепловых станций и гидростанций. Но аналоги некоторых харьковских турбин уже успешно делают в России. И, кроме того, у «Турбоатома» хватает конкурентов (например, Alstom, Siemens, Skoda), которые мечтают о заказах в России и уже выясняют в Москве свои шансы получить долю российского рынка.
Однако пока в экономической войне против России главным остается «газовое» направление.
На этом направлении длительные и вязкие переговоры об украинском многомиллиардном долге и о цене, по которой Украина будет оплачивать газ, к 15 июня чуть было не завершились успехом. До этого срока «Газпром» три раза откладывал «окончательное решение» о переводе расчетов за газ с Украиной на условия предварительной оплаты. И МВФ, и еврокомиссар по энергетике Г. Эттингер признали, что требуемая Киевом цена газа в $268 за 1000 куб. м — нерыночная, и что справедливая цена — среднеевропейская, около $385. «Газпром» был готов дать Украине скидку до такой цены. Глава Минэнергетики Украины Ю. Продан, похоже, тоже с этим согласился.
Однако все официальные лица США продолжали повторять заклинания о «российском газовом шантаже». И 15 июня в переговоры с «Газпромом», отстранив Продана, вмешался и. о. премьера А. Яценюк. Который заявил, что цена $385 — нерыночная, и что Украина такую цену платить не будет.
16 июня «Газпром» объявил, что впредь будет поставлять газ Украине только после выплаты долга и только в заранее оплаченных объемах. И что через украинскую газотранспортную систему будет прокачиваться только контрактный газ для Европы в объеме 185 млн куб. м в сутки. И что в случае перебоев в поставках газа для Европы через Украину «Газпром» будет компенсировать недостаток по альтернативным трубопроводам «Северный поток» и «Ямал-Европа».
В этот же день в Стокгольмский международный арбитраж пошли два иска: от «Газпрома» к Украине с требованием выплатить долг по контракту, и от Украины к «Газпрому» с требованием признать цену действующего «газового» контракта нерыночной и выплатить Украине «компенсацию за переплату».
Очевидно, что арбитраж — при любом политическом давлении США и его союзников — не сможет отменить украинский долг и аннулировать контракт, ранее признанный и Россией, и Украиной. Однако арбитражное разбирательство может затянуться на много месяцев, если не на годы. Между тем, Украина всё время переговоров с Россией качала российский газ «по максимуму», заполняя свои подземные газохранилища (ПХГ). И накопила в ПХГ достаточно газа, чтобы обеспечивать себя как минимум до следующей зимы.
Рассчитывает ли киевская хунта на то, что до зимы США и Европа сумеют заставить Россию поставлять газ Украине на условиях Киева? Или, как не раз заявлял Яценюк, недостающий газ Украина будет получать на условиях реверса из Европы? Или, как предложил тот же Яценюк, Украина создаст консорциум с корпорациями США и Европы и отдаст 49 % акций своей газотранспортной системы американцам и европейцам, переложив на них «заботу» о газоснабжении Украины и европейском транзите?
Всё это пока в сфере благопожеланий и гипотез.
Реальность же состоит в следующем. Даже если европейцы, которым «выкрутят руки» США, признают законными нарушающие условия контракта реверсные поставки российского газа из Словакии обратно на Украину, — газовую проблему Киева это не решит. Передать российский газ из Словакии на западную границу Украины по отдельной реверсной трубе не так сложно. Но распределить его между потребителями по всей Украине в обозримой перспективе технически невозможно. Нет на Украине для этого системы «возвратных» региональных газопроводов.
А значит, речь идет о некоем «виртуальном реверсе». То есть о совсем незаконном (стало быть, придется судиться с «Газпромом») отборе Киевом транзитного европейского газа с сомнительными перспективами его оплаты Украиной даже по самым низким ценам. На что Европа идти совершенно не намерена.
Нет в Европе энтузиазма и насчет предложенного Яценюком международного газотранспортного консорциума. И потому, что украинская ГТС сильно изношена и ей потребуются большие инвестиции для восстановления. И потому, что разваливающаяся Украина — зона аномальных коммерческих рисков, куда вкладывать деньги никто не хочет. И потому, что выбросить из решений по украинской ГТС «Газпром» — это значит наверняка поссориться с Россией. Которая, во-первых, гарантированно поставляет треть потребляемого в Европе газа и, во-вторых, вот-вот найдет для этого газа альтернативных азиатских покупателей.
А 19 мая «Газпромэкспорт» сделал еще крупный шаг в «газовой войне». Он объявил, что разрывает транзитный договор с Украиной и впредь будет обеспечивать краткосрочные «пиковые» уровни потребления газа в Европе (например, в аномально холодные зимние дни) не из украинских ПХГ, а за счет закачки дополнительных резервных объемов газа напрямую в ПХГ Европы. Тем самым для европейских потребителей снижаются риски газового транзита через Украину, а Киев лишается денег, которые ранее «Газпромэкспорт» платил за подъем из украинских ПХГ «пиковых» объемов газа и их прокачку в Европу.
На фоне этих событий Евросоюзу всё труднее конфликтовать с Россией по вопросу о прокладке газопровода «Южный поток». И всё громче и увереннее звучат голоса тех, кто проклинает Украину и требует дать России возможность обеспечить Европе «газовое спокойствие».
Об этом и о других направлениях экономической войны вокруг украинского кризиса — в следующей статье.