Борьба за свободное время и пропасть потребительства
Тема манипуляции свободным временем, которая поднимается в редакторской статье Сергея Кургиняна «О коммунизме и марксизме — 61» (вместе с другими темами), сегодня в информационном пространстве почти не обсуждается. Много пишут о том, что научно-технический прогресс освобождает человеку всё больше времени, которое тот может тратить на интеллектуальное и творческое развитие. Но давно мне не даёт покоя вопрос, если благодаря развитию технологий у человека появляется всё больше свободного времени, то почему не заметен сегодня подъем уровня образования и культуры? Наоборот, я постоянно сталкиваюсь с примерами деградации и снижения уровня образования. В чем суть данного расхождения теории с реальностью?
Когда я учился в университете, то на факультете философии нам постоянно рассказывали про теорию постиндустриального общества, которую некоторые преподаватели (факультет сохранил и до сих пор сохраняет приверженность марксизму) представляли, как развитие многих идей высказанных Марксом. Под влиянием таких выступлений, я даже тему диплома выбрал в русле этого магистрального на тот момент научного течения. Я стал читать теоретиков постиндустриального общества, которые в большинстве своем провозглашали торжество нематериальных (постматериальных) ценностей, которые должны прийти на смену материальным. На первый план выдвигались знание, развитие, самореализации, ответственность. И чем глубже я погружался в различные аспекты этой теории, тем более отчетливо проявлялось противоречие данной теории с реальностью, в которой материальные ценности не только не утрачивали своей главной ценности, но и становятся для людей всё более желанными.
Постепенно я стал понимать, что идея высвобождения свободного времени для интеллектуального и творческого развития сталкивается с реальностью общества потребления, в котором свободное время люди тратят на потребительство. В газетной статье и аналитической передаче «Смысл игры — 110» Сергей Кургинян показывает, как в современном обществе стимулируется у человека желание всё своё свободное время тратить на потребительский образ жизни. С одной стороны жизнь человека делается скучной, из неё вымываются все высшие смыслы и потребности, а с другой — человеку предлагается потребительский суррогат, которым он должен заполнять этот экзистенциальный вакуум. Возникает замкнутый круг, в который затягивается всё больше людей.
Сейчас я вспоминаю свои школьные годы, когда было много свободного времени. Куда я тратил это время? Большая часть времени уходила на просмотр телевизора и игры в компьютер. Т.е. время прожигалось впустую. Оглядываясь на тот период, я понимаю, что мое свободное время стало объектом манипуляции, которую я не мог тогда разглядеть. Сейчас мне это очевидно, но потраченное тогда впустую время уже не вернуть. Сегодня я с трудом нахожу время на чтение, заполняя пробелы, возникшие в предыдущие годы. И я стараюсь высвобождать больше свободного времени для этого, понимая важность и приоритетность интеллектуального саморазвития. Одновременно с работой над собой, я объясняю другим, насколько ценно свободное время, насколько сложны и распространенны технологии, которые используются для манипуляции этим временем.
Но эти технологии ежедневно атакуют психику человека, словно огромный спрут, который протянул везде свои щупальца, ловит и сжимает в них людей. Что поможет обрубить щупальца этого спрута? Культурное наследие! Если говорить об отечественном культурном наследии, то оно всё пронизано идеей развития и нестяжательства, презрением к мещанству и борьбой со скукой. Защита, сохранение и популяризация отечественного культурного наследия — это первый шаг в борьбе с потребительским обществом.
Я считаю, что «ценности» потребительского общества не смогли отравить русскую душу. Они сдавливают и подталкивают российское общество к пропасти потребительства, но до края ещё есть время. Например, когда стоял вопрос о воссоединении Крыма и России, либералы пытались сыграть на потребительском инстинкте общества. Они говорили, что это присоединение обойдется российскому обществу очень дорого, каждому придется пожертвовать частью своего комфорта и благополучия, но большинство людей поддержали это историческое решение. Потому что гордость за Россию и ощущение её величия для них не измеряется в денежном эквиваленте. А значит, есть серьезный шанс остановить это сползание российского общества в пропасть потребительства.