Элитарные «эпсилоны»

В своей статье Павел Расинский рассказал о том, каким образом представители российской элиты унич­тожают и без того понесшее потери российское образование. Характерным мне показалось описание неприкрытого отношения главы Сбербанка Германа Грефа к народу как к бесправным, ненужным людям «второго сорта».

Его мнение о том, что необязательно каждому иметь образование, и даже лучше, чтобы наименьшее число людей имело образование, поддерживает и другой элитарий — Альфред Кох. «Генетически обусловленное интеллектуальное неравенство» — это неоспоримый факт, который нельзя не учитывать, заявляет Кох, резко и грубо искажая при этом понятие и главные цели генетики. Напомню, что генетика никог­да не была наукой, призванной выявить различия («неравенство») между людьми и на основании этих различий распределить материальные и прочие ресурсы, — как, вероятно, хотелось бы Коху. Надо сказать, попытка внедрения идей подобного рода уже предпринималась — и весь мир помнит, каковы были последствия.

Это всё очень напоминает роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», где детей производят на специальном комбинате, при появлении на свет распределяя по «сортам», и дальше выращивают, исходя из принятого решения. «Альфы» растут лидерами и с детства знают об этом, потому что им это внушают. Тогда как «бетам» и «гаммам» внушают то, что они «беты» и «гаммы», и должны быть счастливы на своем месте. «Эпсилоны» в этой системе становятся исключительно обслуживающим персоналом безо всякой надежды на развитие. Чтобы искусственно подавить всякие ростки развития, им с детства вводят в кровь алкоголь, отравляющий и отупляющий их мозг. В итоге уже и «эпсилоны» считают, что они справедливо находятся на своем месте — им об этом на протяжении всей жизни рассказывает специально записанный голос.

Нечто сходное происходит уже в нашей реальной жизни. Диктор в лекции по обществознанию для шестиклассников говорит: «Некоторые люди имеют лидерские способности, а некоторые — нет. И это хорошо. Представляете, как было бы трудно, если бы все имели способности к лидерству?»

В свое время братья Стругацкие в своем романе «Град обреченный» возвели в гротеск советскую идею равенства людей и их возможностей для того, чтобы затем с грохотом обрушить эту идею. В романе рассказывается о некоей системе распределения прав и обязанностей, согласно которой человек выполняет какие-то обязанности, полученные им случайным образом, а после истечения определенного срока должен оставить эту работу и в приказном порядке перейти на другую, назначенную ему опять же произвольно. Так, человек, исполняющий обязанности мусорщика, по истечении срока может внезапно стать начальником какого-то отдела на государственной службе или еще кем-то — каждый раз что-то новое. Один из персонажей романа был именно мусорщиком, и по истечении срока пребывания в этом качестве он должен был перейти куда-то на повышение, но не хотел, потому что хотел оставаться мусорщиком.

С какой же высоты смотрели братья Стругацкие на людей, если считали, что «эпсилон» всегда счастлив оставаться «эпсилоном»! Ему ведь чуждо развитие, и он счастлив пребывать в неразвитии.

Свое презрение к людям те, кто считают себя «генетическими интеллектуалами», прикрывают снисходительной заботой, которую выражают во всем известной либеральной мантре: «Почему вы считаете, что им вообще нужно развитие? А вы у них спросили? А может, они хотят, чтобы их оставили в покое, с их пивом и телевизором?». При этом они забывают (или не забывают?) о том, что это апатичное и даже нередко враждебное отношение к человеческому развитию внушено ими же — «генетическими интеллектуалами», стремящимися к тому, чтобы в мире было как можно меньше интеллектуалов и как можно больше расчеловеченного, управляемого люда.