Из истории одного советского музея

Здание бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором располагается Пермская Художественная Галерея. 2010 г.
2010 г.Галерея.ХудожественнаяПермскаярасполагаетсякоторомвсобора,кафедральногоСпасо-ПреображенскогобывшегоЗдание
Здание бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором располагается Пермская Художественная Галерея. 2010 г.

На конференции в Екатеринбурге, слушая доклад Артема Брусницина, который был посвящен разоблачению мифа о том, что большевики уничтожили отечественную культуру (доклад опубликован в 231 номере газеты «Суть времени»), впервые услышал о том, что большевиков обвиняют в распродаже и разрушении музейного наследия. Наличие данного мифа не удивляет, ведь подобные информационные бомбы создавались, чтобы атаковать советский период истории во всех его составляющих. Но в сфере развития образования и культуры заслуги большевиков настолько очевидны, что обвинения их в разрушении культуры выглядят абсурдно. Ведь достаточно посмотреть на статистику, отражающую динамику создания музеев, библиотек, клубов, школ, чтобы понять огромный масштаб развития культурной отрасли в СССР. И даже без статистики это очевидно. Достаточно обратиться к истории большинства музеев России, чтобы увидеть, что они были созданы в советский период.

Самым крупным и известным музеем в Пермском крае является Пермская художественная галерея, которая была открыта 7 ноября 1922 года. Благодаря исследовательским экспедициям, органиованым в 1920-е годы по территории края, были собраны коллекции Пермской деревянной скульптуры, золотого лицевого и орнаментального шитья, предметов культа и Строгановской иконы (к 1925 г. коллекция музея уже насчитывала более 4000 предметов).

В 1928 году Пермь посещает нарком просвещения Анатолий Луначарский, который знакомится с экспозицией музея и оставляет в книге посетителей такую запись: «Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественно — и культурно-исторической точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности».

По итогам своей поездки в Пермь Луначарский пишет статью «Пермские боги», посвященную пермской деревянной скульптуре. Коллекция пермской деревянной культовой скульптуры насчитывает около 400 деревянных памятников XVII — начала XX в. Сюжет знакомства Луначарского с данными предметами религиозного культа интересен и сам по себе и в свете идей богостроительства, и в свете обвинения большевиков в уничтожении культурного наследия. Оказывается, деревянных пермских богов не только не уничтожили, а в каком-то смысле отыскали и собрали (благодаря сложным экспедициям), отреставрировали и организовали в музее экспозицию, которая получила всемирную известность. Более того, в 1932 году музей переносят в здание бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором сохранился уникальный резной иконостас (привезенный из монастыря, находящегося в селе Пыскор). Но тема отношения большевиков к церковным ценностям и имуществу — это тема для отдельного разговора. Нас же интересуют в данном сочинении основные страницы истории развития Пермской художественной галереи — одного из культурных символов Пермского края.

В 1920-е годы коллекция музея пополнялась из Государственного музейного фонда, который был создан в результате национализации частных собраний. В 1929 году в музее была создана экспозиция современного искусства Урала. Открывшись впервые, она положила начало собиранию искусства XX века. В 1936 году музей получает новое название — Пермская государственная художественная галерея. Т.е. за пятнадцать лет существования пермский художественный музей становится одним из крупнейших культурных центров региона и страны, открыт любому желающему доступ к культурному наследию, ранее неизвестному или скрытому в частных музейных собраниях.

В период Великой Отечественной войны в здании галереи разместились на хранение коллекции Государственного Hусского музея (также в галерее находилась мастерская по изготовлению агитационных плакатов, руководителем которой был директор Николай Серебренников). В 1960–1990-е годы научные сотрудники галереи участвовали в экспедициях, по итогам которых были собраны предметы народного искусства Пермского края (народная икона, костюм, керамика, ткачество, роспись по дереву).

На сегодняшний день коллекции Пермской государственной художественной галереи насчитывают более 43000 единиц хранения. В них входят произведения отечественного и европейского искусства XV–XX веков, а также образцы наследия античности, Египта, искусства Японии, народного искусства России. Гордостью галереи является уникальная коллекция Пермской деревянной скульптуры. Также особую ценность представляет собрание икон Строгановской школы. Эксперты отмечают, что Пермская художественная галерея — это музей эрмитажного типа, позволяющий показывать искусство различных стран, школ, видов искусства.

Создание и основные этапы развития Пермской художественной галереи в полной мере олицетворяют культурную политику, проводившуюся в советский период. Но уже на постсоветском этапе развития у галереи появились очень серьезные сложности со зданием. В 2011 году здание Спасо-Преображенского собора, где сейчас расположена галерея, было передано в собственность Пермской епархии РПЦ. Однако новое здание, о строительстве которого говорят более десяти лет, до сих пор так и не начали строить.

В 2007 году состоялся пермский конкурс проектов для здания новой галереи, председателем жюри которого был известный швейцарский архитектор Петер Цумтор. Именно с ним в 2012 году был подписан договор на подготовку эскизного проекта нового здания. Новый губернатор отказался от проекта из-за неудачного расположения, недостаточного количества выставочных и технических площадей, высокой стоимости его реализации.

Какое-то время обсуждался вариант переезда Пермской художественной галереи в здание Речного вокзала, которое находится в зоне затопления. Потом остановились на идее переноса галереи в здание, где располагались казармы бывшего ракетного училища (для этих целей здание было выкуплено и отреставрировано). В 2017 году врио губернатора Пермского края Максим Решетников отказался от идеи переноса галереи в казармы и предложил вернуться к варианту строительства нового здания, который обсуждался в 2007 году. Спустя десять лет круг предложений, споров и обсуждений замкнулся. Своего здания у Пермской художественной галереи на сегодняшний день нет, и неизвестно, когда оно будет построено. В этом году музею исполняется 95 лет, а сотрудники галереи сидят на чемоданах и не знают, когда их попросят покинуть здание собора. Эксперты отмечают, что при спешном и неподготовленном переезде существует реальная угроза утраты и разрушения части коллекции музея.

Если соотнести то, что было сделано для развития музея в советский период, когда он был открыт и сделан одним из крупнейших художественных музеев России, с тем, что делается в постсоветский, когда само существование музея находится под вопросом, станет очевидным уровень цинизма и ангажированности тех, кто распространяет сегодня мифы о большевиках как разрушителях отечественной культуры.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER