logo
ИА Красная Весна /

Размышление по мотивам статьи «Природа человека и капитализм»

В статье упоминается о том, что растут технические возможности, совершенствуется оружие, что может привести к катастрофе в случае применение такого оружия для регулирования конфликтов. Сколько сейчас сняли фильмов про апокалипсис, про жизнь после нашествия зомби или после взрыва ядерного оружия, или искусственный интеллект и нападения машин. Очень популярная и раскрученная тема. Но про футуристическое идеальное будущее я не могу припомнить ни один фильм. А если мы возьмем далекое будущее, где технический прогресс практически вытеснил человека с его рабочего места, т.е. оснащённость заводов, к примеру, настолько велика и совершенна, что присутствие человека там и не нужно. При такой ситуации куда деть человека?

  Отмечу, что при условии окончательного морально-нравственного падения человечества в этом случае будет действовать принцип «золотого миллиарда» и не нужные, лишние люди будут истреблены. Но о таком исходе событий сейчас не буду рассуждать и представим идеалистический вариант жизни, но и тут возникает легкое замешательство. Все-таки, что будет делать человек? Чем он будет заниматься, как сложится его жизнь? Когда человек живет не в идеальном обществе, вопросов не возникает и вся его жизнь есть борьба для построения, ну назовем это, к примеру, рая на земле. А в идеальном (далеком) будущем на первый взгляд и занятий то нет, но это лишь на первый взгляд, только потому, что сейчас человеческое сознание очень узкое и такому мозгу сложно принять информацию об огромном мире, который открыт для познания человека, что возможности безграничны, и с увеличением знаний, границы лишь расширяются.

  Так в моей голове засел вопрос, как в идеальном будущем должен выглядеть человек и человечество? Все мы знаем, что коммунизм — это пробуждение и раскрепощение творческих способностей в каждом человеке, это очень просто звучит, но на деле не понятно. Как эта формула выглядит в жизни? Каждый человек будет творческой личностью и будет петь и танцевать, не думаю, что обществу нужны только деятели культуры.

  Прежде всего, человек, несмотря на совершенство технического оснащения, будет трудиться, т.к. только труд преобразует человека, взращивает личность, направляет его в сторону морально-нравственного роста. Понять, как выглядит труд будущего, нам поможет трактовка Э.Фромма марксового понятия труда. «Марксово понятие труда как реализации человеческой индивидуальности выражено в его идее полной отмены векового подневольного труда. Цель развития человека — это формирование совершенного универсального человека, свободного от уродливой специализации. … в коммунистическом обществе человек сможет получить неограниченное образование в любой отрасли, где общество регулирует производство и тем самым дает возможность людям сегодня делать одно; а завтра — заняться другим». Эта трактовка немного поясняет, как же выглядит человек будущего. Мы понимаем, что гармонично развитая личность, способна проявлять себя на любом поприще — днем покорять Марс, а вечером петь в хоре.

  В статье есть упоминание о коллективизме. «Коллективизм вовсе не закрывает путь индивидуального развития — наоборот, способствует ему, ибо возможности коллектива (состоящего из индивидуумов) намного больше индивидуальных возможностей во всех сферах — в том числе и образовательной». Как выглядит идеальный труд в коллективе тяжело представить наверняка. Современное общество оставляет не малый след на человеке, особенно это заметно на молодом поколении. И казалось бы, такой простой вопрос как коллективный труд, ставит в тупик. Ведь в рыночных условиях, даже работа в коллективе превращается в гонку, твой коллега не поделится информацией и, тем более, не окажет помощь. И остается только размышлять о развитии личности при коллективном труде.

Как фактически коллектив способствует развитию личности? Он помогает советом, подтягивает товарищей, держит весь коллектив в заданном тонусе работы, или выполняет все эти функции? Этот вопрос еще остается не открытым для меня. В конце хотелось бы отметить интересный факт. Автор статьи это точно такой же ученик ШВС как и я. Тот факт, что твой товарищ написал такую замечательную статью и опубликовал ее в газете, очень радует. И в этот момент ловишь себя на мысли, а не является ли такой пример тем коллективным трудом, который помогает индивидууму? Ведь ее интеллектуальный труд помог мне разобрать в некоторых вопросах, и сподвиг на написание своей маленькой интеллектуальной работы.