Зеркало тролля из Снежной королевы — оружие психологической войны
В статье «На самом деле» Анна Евгеньевна Кудинова описывает первое направление информационно-психологической войны, в котором противник информирует общество о том, что нечто им любимое «на самом деле» не обладает качествами для этой любви. А напротив, обладает качествами, диаметрально противоположными.
А.Е. Кудинова приводит пример, в котором фашисты пытались сломить дух защитников Ленинграда — распространяли слухи и листовки о «зажравшемся начальстве», когда от страшного голода гибли старики и дети.
В этом примере раскрывается зловещая, дьявольская игра противника. Ему нужно уничтожить врага любой ценой, для этого все средства хороши.
Дьявольской я назвал эту игру еще и потому, что о ней пишет Ханс Кристиан Андерсен в своей сказке «Снежная королева». На днях моя дочь попросила почитать ее перед сном.
В начале сказки некий тролль, он же — дьявол, смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а всё дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже.
Автор приводит примеры отражений в дьявольском зеркале:
«Прекраснейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом.
Лучшие из людей — уродами, или казалось, будто стоят они кверху ногами, а животов у них вовсе нет!
Лица искажались так, что и не узнать, а если у кого была веснушка, то она расползалась и на нос и на губы.
Если у человека являлась добрая мысль, она отражалась в зеркале такой ужимкой, что тролль так и покатывался со смеху, радуясь своей хитрой выдумке».
В информационно–психологической войне (ИПВ) противник не пытается установить правду и донести ее до общества, он пытается исказить ее (правду) до неузнаваемости, перевернуть всё с ног на голову, используя дьявольское зеркало. Поэтому первый прием в ИПВ «На самом деле» еще можно назвать «зеркалом дьявола». И Андерсен об этом написал в XIX веке в детской сказке.
«Ничего себе сказочка», — подумал я после ее прочтения.
Дальше у Андерсена речь идет об осколках зеркала.
«Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим творцом».
Речь идет о смехе над творцом и ангелами — высшими смыслами.
«Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги».
Зеркало разбилось на миллионы, биллионы осколков, и оттого произошло еще больше бед.
«Некоторые осколки … попадали людям в глаза. А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное — ведь каждый осколок сохранял свойство всего зеркала.
Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда.
Были среди осколков и большие — их вставили в оконные рамы, и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей.
Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, и худо было, если такие очки надевали для того, чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах».
Андерсен описал один из приемов ИПВ, которую ведет тролль, он же — дьявол, против человечества и его творца. И если дьявольские осколки не попали в глаз или сердце, то человека нужно убедить носить очки с названием «На самом деле» как бы для того, чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах.
Не зря говорится, «в сказке — ложь, да в ней намек». Данный намек в XXI веке воплотился в жизнь. Вместо очков используются средства массовой информации (СМИ) — не все поголовно, но большая часть. Люди читают, слушают и смотрят СМИ всё с той же целью — лучше видеть и правильно судить о вещах. А в итоге всё выглядит навыворот или в каждой вещи замечается только дурное.
Не призываю отказаться от СМИ и закрыться глухой стеной. Я лишь пытаюсь нащупать связь между сказкой и нашей реальностью. И если СМИ могут использоваться как зеркало тролля, то в качестве горячих слез Герды, которые расплавили осколок в сердце Кая, могут использоваться только те СМИ или их альтернативные варианты, в которых будут разоблачаться коварные приемы ИПВ.
И тогда, возможно, Кай опять скажет:
«Герда! Милая моя Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам? <…> Как здесь холодно, пустынно!».