Черно-оранжевая революция. Обзор протестов в Портленде
Протесты в Портленде продолжаются уже почти два месяца. Формально они начались после смерти Джорджа Флойда при его аресте полицией и протестующие ходили с лозунгами «Жизни черных имеют значение» и требовали реформы полиции. При этом Портленд — один из самых белых из крупных городов США (77% белого населения и только 8% — черного, в нем проживает всего 40 000 чернокожих) и самый либеральный. Поэтому под лозунгами о защите черных на митинги выходят в основном белые.
На видеокадрах из Портленда (и других городов США), хорошо видно, что все провокации против полиции, погромы и поджоги во время демонстраций устраивают хорошо организованные группы одетых во все черное людей. Они же забрасывают полицию бутылками с замороженной водой, запускают в полицию фейерверки и устраивают иные провокации, после которых полиция применяет слезоточивый газ против всех протестующих.
Протестующие в Портленде также используют известный по другим оранжевым революциям прием под названием «Стена мам», которые в Портленде впервые появились 18 июля, когда около 100 матерей образовали живой барьер между протестующими и полицией. К вечеру вторника «Стена мам» выросла почти до тысячи женщин, одетых в желтые жилеты, в велосипедных касках и с защитными очками.
Кроме того, впервые в Портленде появилась группа мужчин среднего возраста (известная как DadTifa), использующая воздуходувки для листьев, чтобы смахивать слезоточивый газ обратно к полиции, которая его распыляла. В городе, где стриптиз-клубов больше, чем церквей, несколько молодых женщин были помечены как «Афины» за то, что они осмелились противостоять вооруженным до зубов солдатам совершенно голыми.
Уже в первую неделю протестов в сквере напротив здания суда в Портленде был разбит палаточный лагерь. Кто-то из активистов там непрерывно готовит еду, есть также палатки, бесплатно раздающие одежду и даже «художественная терапия для антифы». Неизвестно только, «за чей счет этот банкет». Обычно доставка продуктов для большого числа людей и организация минимальных санитарных условий требуют не только чьих-то усилий, но и денег.
Корреспондент YahooNews Патрик Симмес заявил, что ему протесты в Портленде напомнили не столько насильственную революцию, сколько «Оккупируй Уолл-стрит», которая наполнила нью-йоркский парк Суккотти дебатами, критикой правительства и требованиями экономической справедливости. Среди ночных уличных боев в Портленде, которые включают в себя разрушительные действия протестующих, также наблюдается расцвет этой гражданской активности. Демонстранты обычно носят маски против коронавируса или против слезоточивого газа, но редко обе. Социальное дистанцирование заканчивается с первым выстрелом из газового пистолета.
Этот же корреспондент утверждает, что весь конфликт ограничен «всего несколькими кварталами физического пространства». И когда камеры показывают бои с полицией с одной стороны здания суда, с другой его стороны ходит общественный транспорт и жизнь идет как обычно. Он также отмечает, что действия правоохранителей по разгону демонстрантов происходят словно для телекамер: они выходят из здания суда, распылят слезоточивый газ, отгоняют толпу на несколько десятков метров и уходят назад в здание суда.
«В прошлый раз, когда я был здесь на акции протеста, — пишет Симмес, — на ней присутствовали бесчисленные американские флаги и ковбой на прекрасной гнедой лошади, поддерживающие Аммона Банди, правого ранчера, которого судили здесь в 2017 году за его роль в захвате административного здания в Национальном заповеднике дикой природы Малера».
Но даже Банди теперь осудил использование федеральных правоохранительных органов в подавлении местных протестов, сообщает Симмес, и ополчение Трехпроцентщиков, возможно, самое сильное в Америке, раскритиковало Дональда Трампа за предложение расстреливать мародеров. Действия Трампа вызвали расколы внутри этих ультраправых движений; на митинге ополченцев в Айдахо, на котором я присутствовал в июне, сотни вооруженных мужчин и женщин аплодировали, когда оратор из Black Lives Matter осудил убийство Джорджа Флойда.
Симмес считает, что, хотя Трамп может развернуть те же силы в Чикаго и в других местах, но если они будут действовать как в Портленде, то он потеряет даже правых избирателей.