Немецкий журналист назвал «истинную» причину развала СССР

Изображение: ru.wikipedia.org
Группы Scorpions
Группы Scorpions

Решающий вклад в успех перестройки и развал СССР внесла «не плановая экономика», а культовая песня Wind of Change группы Scorpions наряду с другими западными рок-гимнами тех времен, заявил журналист и обозреватель Владимир Каминер 17 мая в статье для немецкого портала T-Online.

Каминер, обсуждая возможную роль западной рок-музыки в развале СССР, упомянул знаменитый Московский международный фестиваль мира (Moscow Music Peace Festival), состоявшийся в Москве 12–13 августа 1989 года под лозунгом «Рок против наркотиков» (в народе — «Пчелы против меда»). По мнению журналиста, советские граждане были ошеломлены выступлениями таких тяжеловесов хард-рока и метала, как Mötley Crüe, Оззи Осборн и т. д.

Отдельно Каминер отметил знаменитую песню группы Scorpions под названием Wind of Change («Ветер перемен»), которая, по легенде, впервые прозвучала на Moscow Music Peace Festival в числе прочих рок-гимнов. Отметим, что на самом деле немецкие музыканты исполнили ее перед советскими гражданами только в 1991 году, а записали годом ранее под впечатлением от своего первого приезда в СССР на тот самый фестиваль.

Как бы то ни было, но композиция Wind of Change, по мнению обозревателя T-Online, распространилась среди советского народа, «как огонь по тайге». Каминер полагает, будто бы каждый гражданин СССР, услышавший эту мелодию, «уже не мог жить как раньше». «Некоторое время спустя рухнул Советский Союз», намекает журналист на связь культурного влияния песни с завершением перестройки.

Более того, он намекнул, что автором текста к Wind of Change якобы мог быть сотрудник американского ЦРУ из некоего спецотдела «боевой поэзии». В то же время вокалист Scorpions Клаус Майне откровенно потешался над такой версией, которая идет вразрез с историей того, как песня появилась на свет, что косвенно признает и сам Каминер.

Комментарий редакции

В словах Каминера есть доля правды, если относить влияние рок-музыки на умы наших сограждан не к форме, а к содержанию. Лиричная баллада с запоминающейся мелодией, но лукавым идеологическим посылом могла произвести куда более разрушительный эффект, чем металлические боевики, которые, независимо от смысловой составляющей, с трудом ложились на ухо жителям СССР.

Но как же при этом нужно презирать советское государство, чтобы думать, что оно могло развалиться, как карточный домик, при первых аккордах слащавой рок-баллады? Если музыка тех же Scorpions и внесла свой вклад в разрушение СССР, то ближе к финалу трагедии, когда народ уже и без того был опутан с головы до ног другими западными соблазнами, отнюдь не только музыкальными.