Жестокие видеоигры усиливают депрессию, снижая тревожность — исследование
Игровая зависимость от жестоких игр способствует отвлечению от текущих проблем, но не облегчает симптомов депрессии у подростков, пишут авторы статьи, опубликованной в декабрьском номере журнала Cyberpsychology, Behavior and Social Networking.
В статье «Взросление с GTA: 10-летнее исследование долговременной игры подростков в жестокие видеоигры» (Growing Up with Grand Theft Auto: A 10-Year Study of Longitudinal Growth of Violent Video Game Play in Adolescents) исследователи обнаружили связь между временем, проведенным детьми в жестоких видеоиграх, и их депрессивностью, но не нашли связи с ростом жестокости подростков.
В исследуемую группу вошло 500 человек средним возрастом 14 лет, а в качестве игры с большим количеством насилия использовалась GTA (игры оценивались по шкале от 0 до 5, где 5 — самая жестокая GTA). В начале и в конце испытательного периода агрессия участников измерялась с помощью анкетирования. Кроме того, измерялись и другие факторы, такие как тревожность, депрессия и поведение «приносящее пользу обществу в целом».
Подростки следовали одной из трех моделей игрового поведения: первая группа играла по многу часов в раннем возрасте, а с взрослением резко сокращала время игры; вторая группа играла умеренное количество времени в подростковом возрасте, но немного увеличивала время игры, становясь старше; самая многочисленная третья группа сначала играла очень мало, но с возрастом увеличивала время игры.
Группа умеренных, играющих стабильно на протяжении всего подросткового периода, показала самый высокий уровень агрессии.
По мнению исследователей, увлечение жестокими видеоиграми на ранних этапах развития является плохим предиктором агрессии в более позднем возрасте. Тем не менее, возможно, что продолжительная игра на протяжении всей ранней жизни может повлечь рост агрессии в более позднем возрасте, но для подтверждения этого потребуются дополнительные исследования.
Кроме того, в исследовании отмечается, что группа, игравшая много в юном возрасте, демонстрировала более выраженные депрессивные симптомы при сниженной тревожности. По мнению авторов, возможно, что эта группа использовала жестокие видеоигры, чтобы справиться таким образом с симптомами депрессии.
Отметим, педагоги и психологи родительского сообщества отмечают, что увлечение детей жестокими играми делает их асоциальными и лишает возможности полноценно учиться, что в дальнейшем ведет к росту агрессии у подростков, особенно на фоне засилия образов жестокости в современной массовой культуре.
Исследование декларирует отсутствие связи между жестокими играми и агрессией у подростков, но на деле лишь показывает, что уход детей в жестокий виртуальный мир способствует росту у них депрессивных состояний. Ответом подростка на такое состояние может быть не только агрессия, но и та или иная форма саморазрушения. Очевидно, что в случаях реального деструктивного или даже преступного поведения детей имеет место комплекс факторов, а не только и исключительно увлечение видеоиграми, которые могут быть, тем не менее, важной, а может быть даже единственной составляющей их жизненного опыта.
Предсказать, в какую сторону приведут взрослеющего человека его жестокие игровые предпочтения, нельзя, что отмечают и сами исследователи. Но все же надо признать, что детям неоткуда взять опыт дружественного мира в условиях, когда такие модели взаимодействия всё реже встречаются в реальной жизни, не говоря уже про игровые миры.