logo
Новость
  1. Война с историей
  2. Наука Китая
/ Пекин

Ученые: китайская цивилизация возникла как сплав множества мини-цивилизаций

Василий Верещагин. Китаец (фрагмент). 1873Василий Верещагин. Китаец (фрагмент). 1873

Переход к цивилизации на территории современного Китая происходил параллельно во множестве мест, ядро китайской цивилизации постепенно возникло как сплав из отдельных эклектичных этносов, показал очередной этап масштабного археологического исследования китайских ученых «Происхождение китайской цивилизации», 28 мая сообщило Синьхуа.

В результате параллельного возникновения цивилизации на территории Китайской равнины возник огромный эклектичный кластер, превосходящий по размеру другие древние цивилизации. Каждый этнос отличался своими экологическими, хозяйственными, социальными и религиозными практиками, рассказал Гуань Цян (Guan Qiang), заместитель директора Государственного управления культурного наследия Китая, на пресс-конференции в Пекине.

Кластер можно рассматривать как единое целое, в котором происходила конкуренция и взаимообогащение «мини-цивилизаций», с постепенно всё большей интеграцией. «Это то, что мы называем плюралистической китайской цивилизацией», — отмечает профессор Чжао Хуэй из Школы археологии и литературы Пекинского университета.

В конечном счете сплав создал ядро цивилизации, представленное культурой Эрлитоу, на основе которой возникли династии Ся, Шан и Чжоу. Плюралистическая интеграция стала источником единой многоэтнической нации Китая, подчеркивает Чжао Хуэй.

Археологические раскопки показали следующую хронологию:

5 800 лет назад — возникают первые признаки цивилизации в бассейне реки Хуанхэ, среднем и нижнем течении реки Янцзы и на реке Ляохэ.

5 300 лет назад — распространение цивилизации в материковые районы Китая

3 800 лет назад — в регионе Центральной равнины возникает «зрелая форма», ядро китайской цивилизации.

При этом китайская цивилизация активно впитывает влияние внешней цивилизации, заимствуя из Центральной Азии и Ближнего Востока методы выращивания пшеницы, крупного рогатого скота, овец и других домашних животных, а также технологии плавки бронзы.

Отметим, что, хотя для китайских ученых важно подчеркнуть «доказанность 5 000-летней истории» собственной цивилизации, принципиально датировки не изменились, по сравнению с тем, что было известно ранее.

Отметим также, все указанные этапы развития китайской цивилизации являются дописьменными.

Напомним, культура Эрлитоу существовала в 2100–1800 годах до н. э. Эрлитоу считается наиболее ранним достоверно установленным административным центром Китая, где обнаружены руины дворцов и мастерские по плавке бронзы. Эрлитоу сыграла важную роль в переходе Китая от неолита к бронзовому веку. С этим же периодом связывается и существование легендарной династии Ся.

Несколько позже (1600 год до н. э.) возникает династия Шан — первое китайское государственное образование, реальность существования которого подтверждена письменными источниками. После свержения династии Шан (1045 год до н. э.) начинается эпоха Чжоу.

Аналогичные переходные этапы, также на основе археологических раскопок, выделяют и при изучении других регионов Древнего мира. Так, в истории Месопотамии (Ближний Восток) выделяют: Убейд (до начала IV тысячелетия до н. э., основание первых городов); Урук (с середины IV тысячелетия до н. э.); Джемдет-Наср или поздний Урук (конец IV тысячелетия до н. э. — начало III тысячелетия до н. э.). В период Джемдет-Наср появляются изображения правителей, первая полупиктографическая протописьменность, формируются города-государства.

Однако полноценная письменная история начинается с Раннединастического периода (2800 год до н. э.).

Напомним, основу цивилизации составляют городская культура, письменность, государственность.