1. За рубежом: реальный мир
  2. Научные достижения
Сидней, / ИА Красная Весна

Кошачий паразит может влиять на сознание человека

Джон Уильям Уотерхаус. Сон и его сводный брат Смерть. Фрагмент. 1874
Джон Уильям Уотерхаус. Сон и его сводный брат Смерть. Фрагмент. 1874

Две трети австралийцев подвергались воздействию потенциально изменяющего сознание кошачьего паразита — Toxoplasma gondii. Таковы выводы исследователей Университета Эдит Коуэн в Перте, о которых рассказала 19 июля газета The Sydney Morning Herald. .

Было известно, что этот монотипный род паразитических протистов размножается только в кошках, но передаваться может другим видам.

Предшествующими исследованиями доказано, что токсоплазма манипулирует мозгом зараженных мышей, заставляя их, в частности, не скрываться от опасности, а наоборот, бежать навстречу кошкам. Паразит развил способность перепрограммировать сознание мышей и крыс, делая для них притягательным запах кошачьей мочи — по сути, возвращая паразита обратно к кошке.

С тех пор, как была открыта способность токсоплазмы управлять мышиным разумом, ученых занимала мысль, может ли паразит манипулировать и нашим мозгом. Согласно разным исследованиям, зараженные паразитом люди быстрее впадают в гнев, чаще рискуют и попадают в автокатастрофы.

Австралийские медики пытаются также установить, есть ли связь наличия в организме паразита с психическими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами и рассеянным склерозом. Когда токсоплазма заражает человека, иммунная система подавляет ее. Паразит прячется в виде кист в головном мозге и мышцах, и может оказаться безвредным.

Однако исследовав кровь 150 добровольцев, ученые из Перта обнаружили, что 66% из них имели антитела к паразиту. Процент возрастал у более пожилых участников эксперимента. Крис Тонкин, один из ведущих австралийских исследователей токсикологии, назвал эти показатели «чрезвычайно высокими — гораздо выше тех, которые можно было ожидать». Если паразит настолько широко распространен, это открывает дверь для вопросов о том, что он может сделать с нами, пишет газета.

Критики пертских ученых говорят, правда, что выборка из 150 человек недостаточна для широких обобщений. Но даже небольшое воздействие на отдельных людей будет иметь значительные последствия на популяционном уровне, утверждают эксперты.