На «шантаж» России надо ответить новым ядерным оружием — Real Clear Defense
Противостоять «ядерному шантажу» со стороны России как с помощью наращивания систем ПРО в Европе, так и посредством усиления потенциала ядерного сдерживания на европейском континенте призывает 27 июля вице-президент аналитического центра Lexington Institute Дэниэл Гуре в статье для Real Clear Defense.
Автор отмечает, что Россия может считаться военной державой прежде всего благодаря наличию у нее арсенала ядерного оружия, который настолько важен для внешней и оборонной политики Москвы, что Кремль готов разворачивать новые баллистические и крылатые ракеты средней дальности, нарушающие Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. И хотя за последние десять лет российские неядерные силы прошли модернизацию, их недостаточно для осуществления серьезных операций против стран НАТО за пределами западной границы России. Системы запрещения доступа РФ относительно хрупки и направлены прежде всего на защиту территории страны от военно-воздушных и военно-морских сил США и североатлантического альянса.
«Таким образом, российские вооруженные силы, по сути, направлены на то, чтобы поддержать стратегию «дави-и-хватай», свидетелем которой Запад стал в Крыму», — говорит Гуре, указывая на то, что ядерному оружию Москвы уделяется значительное внимание в ее гибридной войне против Запада.
Несмотря на стремление ослабить зависимость вооруженных сил от ядерного оружия, эти попытки пока не увенчались успехом, поэтому пока Москва вынуждена полагаться на этот потенциал для компенсации своих слабых сторон. Из-за этого Кремлю приходится мириться с рядом проблем, в том числе вероятностью быстрой эскалации в случае успеха первоначальной операции противостоящей ему стороны, необходимостью сбора разведывательной информации для нанесения разоружающего удара, и другими. Кроме того, российскому руководству придется смириться с тем, что в глубине ее территории может пройти ядерная война ограниченных масштабов.
Таким образом, НАТО и США должны принять в качестве абсолютного приоритета необходимость восстановления убедительной лестницы эскалации, на каждой ступени которой будет находиться конкретный потенциал ответа. И определенные шаги в этом направлении уже ведутся, указывает автор.
«США объявили о планах модернизации всех частей своей ядерной триады. Вашингтон также проводит программу по модернизации своего единственного тактического ядерного оружия — бомбы B61», — отмечает Гуре, подчеркивая, что выполнение этих программ необходимо ускорить для обеспечения сохранения убедительного средства тактического и стратегического ядерного сдерживания.
Более того, администрация президента США Дональда Трампа недавно опубликовала Обзор состава и количества ядерного оружия (Nuclear Posture Review). В рамках этого документа предполагается развертывание на территории стран НАТО способных нести ядерное оружие многоцелевых истребителей F-35, приобретения небольшого числа зарядов ограниченной мощности, которые будут устанавливаться на баллистических ракетах, запускаемых с подводных лодок, а также создание новой ядерной крылатой ракеты, также запускаемой с подводных лодок.
Целый ряд стран НАТО также осуществляет повышение своего потенциала для усиления средств ядерного сдерживания НАТО. Великобритания в сотрудничестве с США создает новый класс подводных ракетных крейсеров, на которых будут устанавливаться ракеты типа «Трайдент». Франция также ведет модернизацию как своих военно-морских, так военно-воздушны ядерных сил.
В этих условиях автор призывает прислушаться к совету «ведущего теоретика США в области ядерного сдерживания» Мэттью Кринига, по словам которого блок НАТО должен дать понять Москве, что любое нападение на страну-члена обернется «сокрушительным ядерным контрударом».
«Блок НАТО должен сохранить за собой право отвечать на исключительно неядерное нападение на страну-члена со стороны России с помощью ядерных средств», – указывал Криниг в своей работе для аналитического центра Atlantic Council «Новая ядерная угроза Россия и ядерное сдерживание НАТО» (The Renewed Russian Nuclear Threat and NATO Nuclear Deterrence Posture).
Лидеры США и НАТО должны признать роль, которую могут играть стратегические и тактические оборонные потенциалы в противостоянии политике ядерного шантажа России. Разворачивание надежных систем ПРО и ПВО, достаточных для того, чтобы Москва не смогла успешно наносить ограниченные ядерные удары, может подорвать российскую стратегию гибридной войны.
«По сути, агрессивные импульсы президента России Владимира Путина сдерживает лишь объединенная военная мощь НАТО и Запада», — отмечает Гуре, указывая на необходимость для США и их союзников дальнейшего наращивания своих неядерных и ядерных сил.
Чтобы сдержать «российский авантюризм», заключает автор, необходимо развертывание систем ПРО в ЕС, возвращение на континент бронетанковых соединений США, а также создание новейших самолетов.