1. Мир спорта
  2. Массовый спорт в России
Москва, / ИА Красная Весна

Конный спорт России: разруха — в головах

Николай Егорович Сверчков. Лошадь в стойле. 1817-1898
Николай Егорович Сверчков. Лошадь в стойле. 1817-1898

Рынок и почти тотальный переход к частному коневладению лишили Россию всех шансов на олимпийские медали, рассказала конник с 15-летним стажем, тренер, ветеринарный врач Анастасия Азизовна Романчикова 15 февраля корреспонденту ИА Красная Весна.

Строгие фраки, грациозные движения, осанистые всадники. Скорость, точность, легкость, слаженность работы пары — человека и животного. Это то, что видит зритель. Конный спорт — одна из самых зрелищных спортивных дисциплин, наряду с фигурным катанием и художественной гимнастикой.

«Сегодня, на мой взгляд, его характеризует слово «престиж». Однако лучшие результаты мы показывали во времена так нелюбимого некоторыми СССР, во времена его расцвета».

Анастасия Азизовна отмечает, что за последние 38 лет наши конники ни разу не поднимались на Олимпийский пьедестал. В чем причины?

«Елена Петушкова, заслуженный мастер спорта СССР, в своей книге «Две половинки сердца» пишет:

«Можно по пальцам пересчитать выдающихся спортсменов, тренировавшихся абсолютно самостоятельно: времена гениальных самоучек и одиночек давно миновали. В конном же спорте совершенно необходимо, чтобы опытный, умный взгляд постоянно корректировал тебя...»

Перефразирую мастера: давно миновали и эти времена.»

Сегодня, по словам опытного конника, для занятий конным спортом требуется одно: деньги. Очень большие деньги. Даже найдя при фантастическом везении хорошую лошадь, недорогую амуницию, постой за отработки и тренера «за идею», стартовые взносы и оформление необходимой документации никто не отменит. Вот и получается, что в конном спорте высоких достижений России одаренным конникам с небольшим доходом больше места нет.

Анастасия отмечает, что коневодство — отрасль убыточная, и быть коневладельцем можно только при наличии стабильного стороннего дохода на постой, содержание, тренировки, выступления. Но сегодняшняя реальность состоит в том, что творчество и желание работать по-настоящему крайне редко сочетаются с большими суммами. Но законы природы не перекупишь. А большие мастера вынуждены работать не на победы на Олимпиаде во славу России, а на продажу лошадей за рубеж.

«В последние годы спорт высоких достижений стал спортом дорогой экипировки и высоких стартовых взносов. Нет финансов — за редким исключением твой удел — положение вечного конмальчика, поле возле школы и ближайший лесопарк: хочешь — мировые рекорды ставь, хочешь — к Олимпиаде готовься».

В чем причина?

«Решающее значение имеет «прослойка между седлом и шлемом». Но нужно иметь непоколебимую уверенность, железную выдержку и самообладание, чтобы не отвлекаться на «доброжелателей»: «Эй, а че ты в резиновых сапогах? А почему ты не в бриджах, а в трениках?» Пока каждый из нас не победит в себе мелкого тиранчика, не научится ценить трудовые качества человека, а не его редингот, о высоких достижениях в спорте можно забыть».

Тренер напомнила подзабытую истину: высокие достижения — это не только достаточное финансирование, но и колоссальный духовный труд, командный, коллективный. Без поддержки всего народного государства не нашел бы Кизимов своего Ихора, а Петушкова — Пепла.

Опытный ветеринарный врач особо отмечает, что погоня за экономическим «эффектом» губит даже самых классных лошадей. Предприятия перешли на тендерные закупки. Качество кормов, квалификация персонала управленцев не интересуют — у чистогана свои взгляды на положительный эффект. В результате чего доступ к управлению получают весьма эффективные менеджеры, ничего, однако, в коневодстве не смыслящие. И самое худшее — смыслить не желающие.

«Ты недоволен качеством кормов, а они тебе: общегородской конкурс, открытая конкуренция, тендер, выгодные поставки, прибыль... А что лошади погибают от колик — «это еще надо доказать» причинно-следственную связь с заплесневелым овсом».

С возмущением рассказывает ветеринарный врач о том, что нередко и ветврачи становятся «эффективными» по такому же принципу: «„Острый живот“, а приехать срочно она не может. У нее совместительство, и вообще отпуск в данное время, а передать обязанности должен был тот же „управлятор“».

В критических ситуациях неожиданно выясняется, что из «эффективных» никто ни за что не отвечает.

«Тому, кто рядом с заболевшей животиной оказался, под свою ответственность надо что-то делать, хотя по должности и логике ему это не полагается. Причем спрос, если что случится, по законам эффективного менеджмента будет именно с него. Соответственно, квалифицированные специалисты на работе долго не задерживаются».

Конный спорт, говорит далее Анастасия Азизовна, и интересен, и сложен тем, что это спорт двух партнеров — лошади и человека. Их нужно долго подбирать, съезжать. Это процесс длительный, иногда непредсказуемый. В Советском Союзе была возможность выбора из большого числа спортсменов, любителей, по всей стране, из сел и деревень. Если есть у тебя способности и желание — были ненулевые шансы и для обучения, и для подбора классной лошади, и на участие в соревнованиях самого высокого уровня. Государственное конезаводство обеспечивало системную селекцию и высокий класс лошадей.

Но сегодня другая ситуация. Занимается человек в КСК, достигает успехов, отрабатывает программу, а потом — перспективную лошадку покупает, арендует, получает в работу от тренера тот, кто может себе позволить заплатить. К сожалению, эти горе-спортсмены предпочитают приходить на готовенькое потому, что сами абсолютно ни на что не способны, но зато у них есть деньги.

«Печальнее всего то, что работоспособные, перспективные лошади в таких руках травмируются, калечатся и… нередко возвращаются обратно, в предыдущие заботливые руки. А потом, если не всё до конца испорчено, то нередок вариант забрать себе подготовленное-восстановленное снова, снова и снова. Пока не будет окончательно ясно, что в спорт лошадь больше не годна. Или пока на человека не снизойдет озарение, что работать ему сегодня разрешат только на богатого дядю. А выступлений на том уровне, на который он способен, ему не видать, как своих ушей».

Кому из тех, кто уважает свой труд, понравится работать на таких условиях?

Напомним, что в эти дни ИА Красная Весна решила узнать у граждан России: есть ли в стране другой, «массовый» спорт? Возможно ли найти хорошую и доступную спортивную секцию для ребенка? А что делать взрослому человеку? Заботится ли государство о здоровье нации или направляет деньги только на крупный «спортивный бизнес», столь неоднозначно себя проявивший?