Ученые сузили период времени, в который произошло извержение вулкана Тера
Ранее установленное с помощью годовых колец деревьев извержение вулкана в 1628 году до н. э. не было извержением Теры на острове Санторин, погубившем Минойскую цивилизацию, выяснила группа ученых под руководством Шарлотты Пирсон, доцента Лаборатории исследований древесных колец Аризонского университета, США, 2 мая сообщает сайт новостей науки EurekAlert.
Мощное извержение вулкана Тера, которое, как известно, произошло незадолго до 1500 года до н. э., похоронило минойский город Акротири под слоем обломков высотой более 40 метров. Точная дата извержения, как и его влияние на климат, обсуждается учеными десятилетиями.
Пирсон и ее сотрудники, в число которых входил Майкл Сигл из Бернского университета и международная команда геохимиков, экспертов по ледяным кернам и хронологов тефры, сопоставили данные из колец деревьев и ледяных кернов в Антарктиде и Гренландии, чтобы создать исчерпывающую запись извержений вулканов за период, в который должно было произойти извержение Теры, а именно — с 1680 по 1500 годы до н. э.
Результаты исследования опубликованы в статье «Геохимические ограничения ледяного керна на время и климатическое воздействие извержений вулканов Аниакчак II (1628 год до н. э.) и Тера (минойский период)» в журнале PNAS Nexus.
В статье авторы поясняют, что установить точную дату извержения могут помочь ледяные керны, но прежние попытки были затруднены из-за отсутствия синхронизации нескольких вулканических событий, произошедших в указанный период.
В новом исследовании записи с ледяных кернов Антарктики и Гренландии ученые синхронизировали с помощью сульфатного маркера и установили даты извержений, обнаруженных в течение «периода Тера».
При сильном извержении вулкан может извергать в стратосферу серу и обломки, называемые тефрой. В стратосфере и то, и другое могут распространиться на очень большие расстояния. Одновременно диоксид серы от извержения, попавший в верхние слои атмосферы, отражает солнечное тепло, вызывая падение температуры по всей Земле.
Этот климатический сдвиг отражается на деревьях, у которых замедляется рост и уменьшается толщина годовых колец, по которым можно определить год извержения.
Сера и тефра также могут выпадать дождем на полюса Земли, где и сохраняются в слоях льда. При анализе ледяных кернов с полюсов количество сульфата в них также может быть использовано для оценки вероятного воздействия извержения на климат.
Получив данные о вулканических сульфатах в глобальном масштабе, ученые определили широты каждого извержения и силу его воздействия на климатическую систему Земли.
Дополнив эти данные результатами исследования тефры из ледяных кернов, которая обладает уникальным геохимическим составом, ученые связали обнаруженную во льду серу с точным вулканическим источником.
Изученные исследователями сверхтонкие пробы изотопов серы и тефры убедительно показали, что колоссальное извержение 1628 года до н. э. произошло у вулкана Аниакчак II на Аляске.
Эти результаты положили конец десятилетиям предположений о том, что Тера была ответственна за событие 1628 года до н. э., и отметили Аниакчак II и еще одно извержение неизвестного вулкана, произошедшее в 1654 году до н. э., в качестве источников двух крупнейших инъекций серы в Северном полушарии за последние 4000 лет.
И хотя точная дата извержения Теры осталась пока неизвестной, команда сузила ее поиски до нескольких возможных вариантов: это 1611 год до н. э., 1562–1555 годы до н. э. и 1538 год до н. э.
«Один из них — Тера, — уверена Пирсон. — Мы просто пока не можем подтвердить, какой именно, но, по крайней мере, теперь мы точно знаем, где искать. Проблема с Терой заключается в том, что всегда существовало это несоответствие между несколькими линиями датировок».
Исследование также доказывает, что любое воздействие извержения Теры на климат было относительно небольшим, что подтверждает сравнение всплесков увеличения количества сульфатов в кернах в течение установленного периода с более поздними зарегистрированными извержениями.