1. Война идей
  2. Феминизм и права женщин
Мадрид, / ИА Красная Весна

В Испании бывший муж получил тюремный срок за встречу с бывшей женой

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Судебный приговор
Судебный приговор

Согласие женщины на встречу с бывшим гражданским мужем не может смягчить приговор за нарушение условий охранного ордера, постановил Верховный суд Испании, 21 января сообщает RTVE.

Речь идет о женщине и мужчине, состоявших ранее в гражданском браке. При расставании мужчине был выписан охранный ордер за «постоянные угрозы», квалифицированные как «гендерное насилие». Бывшему супругу было запрещено в течение 16 мес. приближаться к бывшей супруге ближе чем на 500 метров.

Однако, несмотря на наличие охранного ордера, пара, по обоюдному согласию, встретилась и остановилась в одном номере отеля в Мадриде. Впоследствии бывший супруг был осужден на 5 мес. тюрьмы за нарушение условий охранного ордера.

Верховный суд подтвердил это решение, подчеркнув, что согласие жертвы на приближение к ней обладателя охранного ордера не является смягчающим обстоятельством. Защита женщин сегодня является «неприкосновенным коллективным интересом» и не зависит от желания самой женщины, подчеркнула судья Верховного суда Испании.

«Необходимость эффективной защиты лиц, ставших жертвами „насилия по признаку пола“, становится сегодня „неприкосновенным коллективным интересом“, который уже привел к созданию целостной правовой схемы, разработанной для этой цели. Она была интерпретирована судом именно с этой точки зрения», — говорится в приговоре Верховного суда.

Суд отверг просьбу истца считать смягчающим обстоятельством тот факт, что приближение не принесло ущерба бывшей супруге. Подсудимый просил об «индивидуализации наказания» ввиду того, что бывшая супруга дала свое согласие на встречу.

Однако в приговоре сказано, что «исполнение приговора или охранной меры» не может зависеть от «усмотрения осужденного или потерпевшего».

Судья напомнила, что позиция Верховного суда была «однозначной» с января 2008 года в том, что «согласие женщины не исключает наказания», то есть очередного приговора за нарушение наложенного ранее приговора.

Отметим, решение Верховного суда Испании идеологически соответствует пункту 18.3 и 18.4 Стамбульской конвенции, которые в частности гласят, что подписавшиеся страны обязуются, чтобы: «меры, принимаемые в соответствии с данной Главой основывались на гендерном понимании насилия в отношении женщин и домашнего насилия и были сосредоточены на правах человека и безопасности жертвы; основывались на комплексном подходе, в котором учитываются взаимоотношения между жертвами, лицами, совершающими акты насилия, детьми и более широким общественным окружением… Предоставление услуг не должно зависеть от готовности жертвы выдвинуть обвинение или свидетельствовать в отношении любого лица, совершающего акты насилия».

Напомним, на сайте Совета Федерации России с 29 ноября 2019 года опубликован законопроект о профилактике семейно-бытового насилия. Законопроект предусматривает выдачу судебных и полицейских «защитных предписаний" — аналогов «охранного ордера». Защитное предписание выдается на основании слов «потенциальной жертвы» агрессии и в ряде случаев подразумевает выселение «потенциального агрессора» из своей квартиры или дома. При этом защита от ложных показаний в законопроекте не предусмотрена.

Читайте также: Автор законопроекта о домашнем насилии: защиты от оговора в законе не будет

Комментарий редакции

Сейчас в России осуществляются попытки провести закон «О профилактике семейно-бытового насилия», который по сути является калькой западных законов. И хотя Россия не подписала Стамбульскую конвенцию, принятие данного закона будет означать, что Россия ее исполняет! В обществе развернулись острейшие дебаты, но большинство граждан всё еще придерживается позиции «меня это не касается». Нашим согражданам пора понять, что идущие сейчас споры о законопроекте о профилактике семейно-бытового насилия — не мелочь, а дверь в описанное в новости будущее.

Любые отговорки лоббисток закона, что ничего «такого» в их проекте закона не предусмотрено, не должны успокаивать. Законопроект о профилактике семейно-бытового насилия, — в любой редакции, — возводит семейные конфликты и размолвки в особую категорию «гендерного насилия». Кроме того, как на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме, так и после принятия закона, в текст можно внести любые поправки и дополнения. Во всех странах принятие закона о профилактике семейно-бытового насилия — это первый шаг к подписанию Стамбульской конвенции, предполагающей легализацию однополых браков с правом усыновления детей, ранний секспросвет, запрет на воспитание детей в традиционных ролях мальчиков и девочек, и многое другое.

Россия не подписала Стамбульскую конвенцию, и мы надеемся, не подпишет. Но пора все же осознать масштаб идущих в мире перемен и не дать им проникнуть в Россию.