Спрос на ископаемое топливо достигнет пика к 2030 году — прогноз МЭА
Вот уже более столетия мировой спрос на ископаемые виды топлива неуклонно растет, поскольку люди продолжают сжигать все большее количество угля, нефти и природного газа почти каждый год для обеспечения энергией домов, автомобилей и фабрик. Но вскоре, возможно, произойдет заметный сдвиг.
Ведущее мировое энергетическое агентство прогнозирует, что мировой спрос на эти источники достигнет пика к 2030 году, отчасти благодаря политике, которую страны уже приняли для продвижения более чистых видов энергии и транспорта. Об этом пишет 25 октября газета The New York Times.
Пика использования ископаемого топлива будет недостаточно, чтобы остановить глобальное потепление, заявило Международное энергетическое агентство (МЭА) в опубликованном во вторник 354-страничном отчете World Energy Outlook о глобальных энергетических тенденциях.
Для этого выбросы угля, нефти и природного газа должны были бы снизиться почти до нуля. Но в настоящее время происходит радикальная трансформация глобального энергетического ландшафта.
В докладе говорится, что к 2030 году на дорогах может быть в 10 раз больше электромобилей, чем сегодня. Возобновляемые источники энергии, такие, как солнечная энергия, энергия ветра и гидроэнергия, могли бы обеспечивать 50 процентов мировой электроэнергии, по сравнению с 30 процентами сегодня.
Тепловые насосы и другие системы электрического отопления могли бы превзойти газовые и масляные печи. Глобальные инвестиции в морские ветряные электростанции могут превзойти инвестиции в угольные и газовые электростанции.
Если все это произойдет, спрос на нефть и газ, скорее всего, останется на уровне, несколько превышающем сегодняшний, в течение следующих трех десятилетий, увеличиваясь в развивающихся странах и сокращаясь в странах с развитой экономикой.
Спрос на уголь, самое грязное из ископаемых видов топлива, начнет снижаться, хотя он может колебаться из года в год, если, скажем, угольным электростанциям потребуется чаще работать во время аномальной жары или засухи.
«Переход к чистой энергетике происходит во всем мире, и его невозможно остановить, — сказал Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА. — Это не вопрос „если“, это просто вопрос „как скоро“ — и чем скорее, тем лучше для всех нас».
Прогноз агентства о пике спроса на ископаемое топливо к 2030 году вызвал споры, отмечает NYT. После того, как Бироль впервые предположил такую возможность в сентябре, нефтяной картель ОПЕК предупредил, что такие прогнозы крайне неопределенны и могут привести страны и компании к недостаточным инвестициям в бурение нефтяных и газовых скважин.
По словам картеля, если спрос на ископаемое топливо не упадет, как ожидалось, отсутствие предложения может привести к «энергетическому хаосу».
В прошлом году ОПЕК опубликовала свой собственный прогноз, согласно которому мировой спрос на нефть и природный газ будет продолжать расти до 2045 года.
В Соединенных Штатах крупные нефтяные компании в последние недели скупают более мелких конкурентов, что свидетельствует об уверенности в том, что ископаемое топливо, вероятно, будет играть важную роль в ближайшие годы. 23 октября Chevron объявила о планах купить Hess за 53 миллиарда долларов, через две недели после того как Exxon Mobil заявила, что купит Pioneer Natural Resources за 59,5 миллиарда долларов.
В результате обеих сделок нефтяные гиганты приобрели крупные сланцевые запасы в таких местах, как Техас и Северная Дакота, где добыча может увеличиваться и сокращаться относительно быстро — возможное преимущество в мире, где перспективы спроса неопределенны, считают аналитики.
Прогнозы относительно глобальных энергетических тенденций, как известно, сложны, и Международное энергетическое агентство раньше уже ошибалось, пишет газета. В 2016 году МЭА предположило, что спрос Китая на уголь достиг своего пика, но позже потребление угля там взлетело до новых уровней. С другой стороны, агентство ранее недооценивало быстрый рост более чистых технологий, таких как солнечная энергетика.
Даже если спрос на ископаемое топливо достигнет пика в этом десятилетии, миру все равно потребуется гораздо более жесткая климатическая политика, чтобы предотвратить превышение глобального потепления на 1,5 градуса по Цельсию — цель, которую поддержали многие мировые лидеры, чтобы уменьшить риск катастрофических изменений климата, подчеркивает издание.