1. Экономическая война
  2. Коррупция в Европе
Лондон, / ИА Красная Весна

Лоббисты заплатили Дэвиду Кэмерону $10 млн за спасение от банкротства

Питер Брейгель Младший. Человек с кошельком и льстецы. Около 1592
Питер Брейгель Младший. Человек с кошельком и льстецы. Около 1592

Около $10 млн суммарно получил бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон за два с половиной года от скандально известной финансовой фирмы Greensill, которая заплатила ему за лоббирование правительства, сообщает 9 августа BBC.

Документы по программе оплаты труда «Панорама», полученные BBC, свидетельствуют о том, что бывший премьер-министр получал от компании зарплату в размере $1 млн в год, работая советником в Greensill Capital по совместительству.

Они также показывают, что Кэмерону была выплачена единовременная сумма в размере около $4,5 млн за продажу акций, которые он получил в компании. Greensill также оплатила около $2 млн налогов Кэмерона при продаже его доли и предоставила ему премию в размере 700 тыс долларов в 2019 году. При этом представитель Кэмерона заявил, что тот «не получал ничего похожего на цифры, приведенные в „Панораме“».

Также в документах имелась информация, что Greensill Capital одолжила около 3,6 млрд фунтов стерлингов GFG Alliance — группе компаний, контролируемой сталелитейным магнатом Сандживом Гуптой. Внутренние документы показывают, что Greensill Capital знала, что в начале 2020 года GFG испытывала финансовые проблемы, поскольку не могла осуществлять платежи по кредитам Greensill.

В электронном письме, отправленном финансовым сотрудником компании старшему менеджеру в апреле 2020 года, говорилось, что Greensill использует собственные денежные средства для покрытия выплат, которые GFG не могла себе позволить. В нем говорилось: «Мы постоянно затыкаем дыры, которые GFG не может позволить себе погасить <…> это просто рециркуляция средств Greensill».

Время отправки электронного письма имеет важное значение, поскольку в том же месяце Кэмерон связался с канцлером британского казначейства Риши Сунаком, призвав его поддержать заявку Greensill на участие в правительственной программе компенсаций в связи с пандемией коронавируса. В тот момент Кэмерон вел лоббистскую кампанию, которая включала 56 отдельных контактов с правительственными министрами и официальными лицами.

Кэмерон всегда утверждал, что он не знал о финансовых трудностях, с которыми столкнулась Greensill из-за ее связи с компаниями, контролируемыми Гуптой. Он начал свою работу в качестве советника Greensill в августе 2018 года, чуть более чем через два года после того, как ушел с поста премьер-министра, и продолжал работать в фирме, пока она не была ликвидирована в марте 2021 года.

Второе электронное письмо, отправленное в начале мая, предлагает для проверки бизнеса Гупты направить специалиста по банкротству. «Вполне возможно, что потребуется административное управление», — утверждается в письме.

Хотя попытки Кэмерона добиться включения Greensill в программу Банка Англии по поддержке крупных компаний не увенчались успехом, Greensill получил статус кредитора в рамках правительственной схемы, разработанной для предоставления экстренных денежных средств компаниям, пострадавшим от пандемии коронавируса.

Это позволило Greensill предоставлять кредиты, на 80% обеспеченные бюджетными деньгами. Предполагалось, что Greensill предоставит максимум 50 миллионов фунтов стерлингов одному заемщику или группе компаний в рамках схемы, но компания одолжила GFG Alliance 350 млн фунтов стерлингов через кредиты семи своим компаниям. Кроме того, Greensill предоставила восьмой заем в размере 50 миллионов фунтов стерлингов другой компании, тесно связанной с Гуптой.

Государственная гарантия была приостановлена на время расследования по кредитам, но компания оспаривает это решение в суде, и британский бюджет может в итоге потерять 320 миллионов фунтов стерлингов. Финансовые договоренности компании Гупты GFG Alliance с Greensill Capital расследуются британской Службой по борьбе с финансовыми махинациями в особо крупных размерах.

GFG Alliance заявила, что серьезно относится к расследованию и отрицает все обвинения в ненадлежащем поведении. Представитель Кэмерона заявил, что полученные им деньги являются его частным делом, и что бывший премьер-министр не принимал участия в принятии решений о кредитовании и не знал о финансовом положении GFG.

«Поскольку он не был ни директором компании, ни участвовал в принятии каких-либо решений о кредитовании, у него нет особого представления о том, что в конечном итоге произошло. Он всегда действовал добросовестно, и ни в одном из его действий не было никаких нарушений. До декабря 2020 года он понятия не имел, что компании грозит крах», — подчеркнул представитель Кэмерона.

Заместитель лидера партии лейбористов Анджела Райнер назвала зарплату Кэмерона «совершенно несообразной», а систему британских правил, регулирующих лоббирование, не работающими.

«Система наносит больше вреда, чем пользы, придавая завесу легитимности безудержному кумовству, подлости и изворотливому лоббированию, которое загрязняет нашу демократию», — заявила Райнер.

Напомним, в мае The Times сообщала, что сталелитейный магнат индийского происхождения Санджив Гупта выставил на продажу часть британских активов своей корпорации после начала расследования эпизодов коррупции и отмывания денег.