У России два лидера: Путин в Кремле и Навальный в тюрьме — New York Times

Расследование. Цитата из мф Следствие ведут Колобки. реж. Александр Татарский, Игорь Ковалёв. 1986. СССР
Расследование. Цитата из мф Следствие ведут Колобки. реж. Александр Татарский, Игорь Ковалёв. 1986. СССР

У России два лидера, президент Владимир Путин — в Кремле, и блогер Алексей Навальный — в тюрьме, заявил журналист Олег Кашин в статье, опубликованной 27 апреля в New York Times.

По словам Кашина, когда Навальный появился в авангарде российской несистемной оппозиции, «вовсе не было очевидно, что господин Навальный станет бесспорным лидером оппозиции, а его вызов правлению Правление Путина настолько серьезен, что оно приведет к попыткам режима заставить его замолчать — посредством покушений, тюремного заключения и болезни, которая на прошлой неделе грозила обернуться смертью».

«В России теперь есть два национальных лидера: господин Путин в Кремле и господин Навальный в тюрьме», — написал журналист.

При этом, по мнению Кашина, нельзя сказать, что Навальный преодолел конкуренцию и возглавил оппозицию благодаря своим выдающимся лидерским качествам. Его лидерские позиции объясняются тем, что все прочие лидеры так или иначе были отодвинуты на периферию. «Есть большой соблазн сказать, что было соревнование за лидерство, в котором господин Навальный победил, но это было бы неправдой», — признал Кашин.

«Было много других лидеров: либерал Борис Немцов, коммунист Сергей Удальцов, националист Александр Поткин, бывший премьер-министр Михаил Касьянов, чемпион по шахматам Гарри Каспаров. Но один за другим — в результате нападений, запугивания, заключения и шантажа — они ушли со сцены», — написал журналист.

Такая ситуация наводила на мысль, а не является ли Навальный проектом Кремля, но громкая история с «отравление Новичком» во время авиарейса из Томска в Москву развеяла эти сомнения, считает Кашин.

Пребывание в тюрьме после осуждения Кашин назвал поведением «храброго, гордого, несломленного человека, противостоящего бесчеловечной системе, оружие которой — тюрьма и насилие — архетипический сюжет, знакомый любой стране, пережившей диктатуру». Впрочем, считает эксперт, если структуры, связанными с Навальным, будут признаны экстремистскими, по политические перспективы Навального будут «выглядеть мрачно».