Древний «звучащий» танцпол обнаружили археологи при раскопках в Перу

Джордж Кэтлин. Медвежий танец. Приготовления к охоте на медведя. 1835-1837
Джордж Кэтлин. Медвежий танец. Приготовления к охоте на медведя. 1835-1837

В Перу обнаружена «звучащая» танцплощадка под открытым небом, спроектированная таким образом, чтобы, когда на нее наступают, имитировался звук барабана, вероятно, предназначенный для ушей «бога грома». Построенный где-то между 1000 и 1400 годами нашей эры, объект под названием Вьехо Сангаяико расположен в 200 километрах к юго-востоку от перуанской столицы Лимы. Он также широко использовался во времена правления инков между 1400 и 1532 годами и, возможно, даже в первые годы после испанского завоевания.

«Увязка места с почитанием андского божества молнии и грома предполагает, что танцы на площадке, возможно, были частично ориентированы на такое сверхъестественное существо», — пишет в ежеквартальном журнале Anthropological Archaeology автор исследования профессор Университета Буэнос-Айреса Кевин Лейн.

Среди потрясающего пейзажа Анд, где мифы и верования сливались с ритмами природы, это место выполняло уникальную функцию, возможно, даже способствуя прямому общению с божественным посредством церемонии. Это была не просто сцена для представлений и торжественных мероприятий, поскольку исследование указывает на возможную ассоциацию с храмом инков, посвященным божеству молнии, отмечает издание.

Он был расположен лицом к близлежащей горе Уин-Чокруз, где находилось почитаемое место с доиспанской церемониальной платформой, известной как ushnu. Танцпол был построен на одной из двух площадок под открытым небом.

Звук являлся важным элементом андских ритуалов и церемоний: считалось, что он имеет мощную связь с духовным царством. Акустическая археология, подотрасль археологии, фокусируется на изучении использования звука в древних культурах и того, как звуком манипулировали в архитектурных пространствах, чтобы вызывать определенные эмоции или передавать сообщения.

Первая встреча археологической команды со звучащим танцполом была счастливой случайностью. Когда исследователи ступили на платформу, в воздухе разнеслось гулкое эхо, которое разожгло их любопытство. Понимая, что это не было простым совпадением, они приступили к изнурительным раскопкам, по крупицам раскапывая хитроумное сооружение, лежавшее у них под ногами.

Они обнаружили, что для усиления ударного звучания был разработан широкий спектр материалов, а уникальный дизайн платформы состоит из четырех слоев тщательно подготовленной заливки. Эти слои представляли собой смесь гуано верблюда и чистой илистой глины, особым образом перемешанных для создания желаемого ударного эффекта. Тщательно расположенные промежутки между слоями навоза способствовали получению глубокого, похожего на бас звука, который окутывал танцпол диаметром приблизительно 10 метров.

В Андах и ранее находили объекты, построенные с учетом усиления звука. Во всяком случае, это еще одно напоминание о том, что будущие исследования и раскопки необходимо продвигать в этом направлении. Танцпол Viejo Sangayaico явно не изолированное явление, а скорее представитель более широкой культурной практики, заключает журнал.