Масштаб январских беспорядков в Казахстане вызвал сомнение у экспертов

Изображение: Ольга Шматова © ИА Красная Весна
Алма-Ата
Алма-Ата

Масштаб участия криминальных и экстремистских групп в январских беспорядках в Казахстане сильно преувеличен официальными службами. Такое мнение было высказано в ситуационном анализе проведенным Центром евразийских исследований Санкт-Петербургского государственного университета в партнерстве с Информационно-аналитическим центром МГУ. Результаты анализа опубликованы 3 февраля на сайте Новости Узбекистана.

В ситуационном анализе принимали участие эксперты России, Белоруссии, Казахстана, Италии и Узбекистана: Виктор Михайлов (Узбекистан), Фабрисси Виельмини (Италия), Бахтиёр Эргашев (Узбекистан), Рустам Бурнашев (Казахстан), Юрий Шевцов (Белоруссия), Дмитрий Барышников (Россия), Дарья Чижова (Россия), Александра Перминова (Россия), Станислав Притчин (Россия).

Касаясь вопроса количества криминальных и экстремистских элементов, участвовавших в январских беспорядках, эксперты отметили, что число таких участников едва исчисляется десятками человек.

Директор Центра изучения региональных угроз в Ташкенте Виктор Михайлов отметил, что число обученных боевиков, которые могли участвовать в беспорядках, около двух десятков.

_«Если говорить не об информационном участии, а о каком-то прямом участии боевиков извне, это, допустим 15-20 человек», — сказал Михайлов.

Политолог и востоковед Александр Князев отметил, что вряд ли можно отнести январские беспорядки к попытке создания в Казахстане всемирного халифата.

«Можно с натяжкой допустить, что было среди участников какое-то совсем небольшое число граждан дальнего зарубежья, были граждане соседних по региону стран, но как-то все это не тянет на некий глобальный заговор с целью присоединения Казахстана к тому „халифату“, который уже давно не состоялся и на Ближнем Востоке. Эти группы террористов просто попытались „оседлать“ уже возникшее движение. Сами, или кто-то их подтолкнул — это, видимо, тоже из серии вопросов к прокуратуре и следствию», — сказал Князев.

Эксперты также отметили, что нельзя говорить о том, что в беспорядках могли участвовать боевики их Афганистана. Логистика доставки боевиков из Афганистана является достаточно сложной. Гораздо вероятнее, что в беспорядках приняли участие боевики из Казахстана.

«Технологически перебрасывать боевиков из Афганистана в Казахстан чрезвычайно сложно… Гораздо реальнее было подготовить боевиков внутри Казахстана, в переброске же из Афганистана я сильно сомневаюсь», — сказал Михайлов.

Обсуждая причины возникших беспорядков, эксперты сошлись на том, что почвой для конфликта послужили тяжелые социальные условия, в которых оказалось население Казахстана. Элиты страны использовали создавшиеся условия для решения своих внутриэлитных вопросов.