Сохранение культурного наследия Вязьмы 9 лет стояло на мертвой точке
Проблемы сохранения культурного наследия и нарушения при строительстве культурно-выставочного центра в Вязьме 15 февраля стали темой интервью с заместителем председателя Вяземского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Еленой Ивановой.
Корреспондент КВ: Здравствуйте Елена Николаевна. Как давно вы занимаетесь охраной памятников?
Елена Николаевна: Здравствуйте, уже пятый год.
Кор.: Как вы оцениваете ситуацию с охраной памятников культуры в городе Вязьме?
Е.Н.: На данный момент, по моим оценкам, работа по охране памятников в нашем городе поставлена ненадлежащим образом.
Кор.: Вы могли бы привести какие-то примеры?
Е.Н.: Да. Исторический объект, так называемый «Дом Булгакова». Здание, непосредственно связанное с пребыванием в городе М. А. Булгакова, было полностью разрушено 13 ноября 2015 года. Многочисленные здания, являющиеся памятниками архитектуры 19 века, стоят «без окон, без дверей» и с дырами в крышах, что приводит к их быстрому разрушению. Строительство на Соборном холме (памятник археологии) было произведено с многочисленными нарушениями.
Кор.: Звучит ужасно. Скажите, а как вы с этим боретесь?
Е.Н.: На данный момент мы ведем работу по принятию проекта границ распространения памятника истории и культуры федерального значения — культурного слоя города Вязьмы XII–XVIII вв., разработанного археологом кандидатом исторических наук Сергиной Т.В.
Принятие этого проекта должно собрать в единый план все охраняемые территории и обязать любого, кто строит на них, проводить археологические изыскания перед непосредственным проведением работ по строительству. Это, на наш взгляд, должно сохранить культурный слой нашего города от дальнейшего разрушения и предотвратить потерю нашим народом исторических и культурных ценностей находящихся в нем.
Кор.: Как продвигаются дела с этим проектом?
Е.Н.: Сейчас подключилась Глава Администрации города Вязьмы Инна Васильевна Демидова и начались некоторые подвижки. Но сопротивление со стороны комитета по архитектуре и землеустройству очень серьезное. Шутка ли, мы с 2010 года пытаемся продвинуть принятие проекта охранных зон, девять лет, а воз и ныне там.
Кор.: Скажите, есть сейчас в городе какая-либо острая проблема, которую бы вы хотели поднять в СМИ?
Е.Н.: Да. Буквально пару недель назад началось строительство культурно-выставочного центра в центре города. Территория строительства находится там, где в XVII веке находился дворцовый комплекс, в котором проживал Алексей Михайлович Романов. Подрядчик заказал проведение историко-культурной экспертизы данной территории, которая подтвердила необходимость археологического наблюдения на период строительства.
(С полной версией акта можно ознакомиться по ссылке — прим. ИА Красная Весна).
Археологическое наблюдение подразумевает присутствие археолога с открытым листом при строительстве объекта. Открытый лист — это именной документ, подтверждающий право специалиста (археолога) работать на данной территории в этот период. Но на сайте Министерства культуры нет упоминаний о данном документе, выданном на этот период для Смоленской области.
Сейчас мы пытаемся выяснить, была ли проведена эта работа. Но нам известно точно, что грунт с территории стройки уже вывозится вовсю.
18 февраля идем в прокуратуру, дабы инициировать проверку по этому вопросу.
Кор.: Мы будем освещать вашу работу. Кроме того, я бы хотел, что бы вы более подробно рассказали нашей редакции о случаях, которые вы упомянули в начале интервью.
Е.Н.: Да, я соберу фактологию по каждому случаю и расскажу вам о них подробно в другой раз.
Кор.: Спасибо за вашу работу и за интервью.