1. Война с историей
  2. Осквернение памятников
Кайенна, / ИА Красная Весна

Во Французской Гвиане снесли памятник деятелю, отменившему рабство

Франсиско де Гойя. Двор с сумасшедшими. 1794
Франсиско де Гойя. Двор с сумасшедшими. 1794

Памятник французскому журналисту и политику 19 века Виктору Шёльшеру в Кайенне был сброшен с пьедестала ночью неизвестными лицами, 20 июля сообщает Le Figaro со ссылкой на AFP.

Памятник изображал Шёльшера, левой рукой держащего за плечо раба, а правой рукой указывающего путь к свободе. Памятник был повален ночью во время комендантского часа, вероятно, при помощи ремней, которые мог тянуть автомобиль. Поскольку статуя не была закреплена на пьедестале, сделать это бесшумно не представляло трудности.

Камер наблюдения поблизости не было. По факту «нанесения ущерба общественному имуществу» начато расследование.

Эта же статуя несколько недель назад была осквернена. Тогда ее облили кроваво-красной краской. Кроме того, 22 мая, т. е. еще до начала массовых протестов, последовавших за убийством негра Джорджа Флойда американским полицейским, на Мартинике были уничтожены еще две статуи Виктора Шёльшера.

Отношение к личности Виктора Шёльшера (1804–1893), по мнению Le Figaro, сегодня разделяет гвианское общество на два лагеря.

Шёльшер был левым политиком и аболиционистом. Он сыграл огромную роль в борьбе против рабства и других форм унижения человека человеком (например, телесных наказаний), и именно он был инициатором принятого в 1848 году закона об отмене рабства во Франции. После смерти Шёльшер прославлялся как один из выдающихся политиков-гуманистов Франции.

Однако, люди, выступающие сегодня против Шёльшера, ставят ему в вину «колониализм», патерналистское отношение к чернокожим, высказывания, в которых он призывал освобождать рабов не сразу, а так, чтоб они могли пройти обучение и легче интегрироваться в общество. Шёльшер также всегда верил в цивилизаторскую миссию Запада. Подобные позиции объявляются унижающими достоинство негров.

Среди обвинений, выдвигаемых сегодня против Шёльшера, называют, например, тот факт, что после отмены рабства по его инициативе рабовладельцам были выплачены компенсации, а освобожденные рабы компенсаций не получили.