1. Война с историей
  2. История человечества
Белгород, / ИА Красная Весна

Историки БелГу установили сходство писем IV–VI веков и сообщений в соцсетях

Изображение: jarmoluk, pixabay, cc0
Старые письма
Старые письма

Вывод о схожести сегодняшней и позднеантичной эпох в плане утраты традиционных нравственных ориентиров и смены мировосприятия людей сделали ученые НИУ «БелГУ», проведя параллели между письмами IV–VI веков и современными сообщениями в социальных сетях, 3 февраля сообщает пресс-служба университета.

Выполнив комплексный анализ сборников писем таких известных позднелатинских государственных деятелей, языческих и христианских лидеров и литераторов IV–VI веков как древнеримский поэт и ритор Авсоний (ок. 310 — ок. 394), галло-римский поэт, дипломат и епископ Сидоний Аполлинарий (ок. 430–481/490), раннехристианский богослов и мыслитель Аврелий Августин (354–430) и других, ученые БелГУ установили, что существует сходство позднеантичных сюжетов и проблем современности, отраженных в переписке в соцсетях.

Руководитель научного коллектива, завкафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Елена Литовченко полагает, что крах Западной Римской империи и наши времена роднят происходящие глобальные переходные процессы цивилизации, острый кризис индентичности, передвижения масс населения в чуждую этнокультурную среду.

«Все эти факторы сближают наше время с позднеантичной эпохой, отмеченной Великим переселением народов, падением Западной Римской империи и образованием варварских королевств на ее бывших территориях. Это время определяется как переходное, сложность изучения которого заключается в изменчивости, незавершенности его процессов. Стержневой его компонент — имперское сознание — утратил свой фундамент с развалом Западной части империи. Всё это привело к падению общего уровня культуры», — считает Литовченко.

Об этом свидетельствует, например, высказывание известного римского историка IV века Аммиана Марцеллина (330 — ок. 400), который писал: «Людей образованных и серьезных избегали как скучных и бесполезных», — при том что именно с образованием связан процесс передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

Сейчас проблема сохранения памяти в условиях всеобщей цифровизации ощущается так же остро. Документы, написанные от руки и несущие отпечаток личности автора, ушли в прошлое.

Доктор наук подчеркивает: «В наше время общение зачастую сводится к коротким сообщениям в социальных сетях с массой грамматических ошибок. На этом фоне представители современной интеллектуальной элиты, соблюдающие языковые нормы и формы вежливости, порой выглядят так, как воспринимались позднеантичные образованные аристократы невежественными массами».

Руководитель исследования отметила, что коллективный дух античности в позднеимперском и постимперском обществе сохранялся в письмах образованных людей, которые для их авторов служили такой же формой квазиреальности, что и социальные сети для человека эпохи постмодерна, так как там и там «живет образ личности и конструируется образ мира».

«Сегодня для нас уже стала привычной ситуация, когда в виртуальной реальности зачастую формируется совсем другой образ человека, нежели в жизни, — комментирует доктор исторических наук, — мы можем заменить свое подлинное лицо модной аватаркой, а в публикуемых постах выглядеть более значимо, весомо».

Позднеантичные авторы стремились оставить свой след в истории и также создавали посредством своих писем определенный образ, как правило, благородного, образованного, титулованного и чрезвычайно востребованного человека. Этот феномен обозначается сейчас термином «самопрезентация».

Каждый из исследованных авторов писем переписывался с десятками (а иногда и сотнями) адресатов. Они в основном относились к высшему социальному слою позднеантичного общества, формируя своей перепиской «эпистолярную сеть», которую авторы исследования считают позднеантичным аналогом современных социальных сетей.

Такие «эпистолярные сети» сплачивали интеллектуалов в тесный круг единомышленников, с общими интересами и взглядами, и тем самым отдаляли их от необразованных людей.

Выполненное историками БелГу исследование является частью крупного проекта «Социальные сети как механизм влияния в общественно-политической и духовной жизни латинского Запада в IV–VI вв.»