В Литве хотят окончательно расправиться со всем советским
Законопроект о полном запрете всего советского хотят принять консерваторы Литвы, сообщает 4 ноября ИА REGNUM.
Как отмечает издание, проект подразумевает полный демонтаж и переименование всех общественных объектов, которые содержат советские названия, символику или так или иначе ассоциируются с Советским Союзом.
Под действие законопроекта подпадают памятники, площади, улицы, именные конкурсы и даже премии.
Для того, чтобы установить, что именно в стране «пропагандирует тоталитаризм», согласно задумке авторов, должна быть создана специальная комиссия из историков и представителей правительства. Однако, не дожидаясь экспертного мнения, инициаторы уже насчитали более 150 таких объектов в Литве.
«Мы хотим своим законом четко регламентировать, что различные общественные объекты, названия или содержание которых пропагандируют коммунизм, должны быть убраны, либо заменены. Таких объектов коммунистического наследия в Литве осталось около 150−160», — заявил во время пресс-конференции 4 декабря в сейме представитель фракции партии «Союз Отечества» — Христианские демократы Литвы Лауринас Кащюнас.
Десоветизировать авторы проекта хотят даже знаменитого литовского писателя, поэта, публициста Пятраса Цвирка и поэтессу Саломею Нерис, удостоенную Сталинской премии первой степени посмертно. При чем творческие заслуги и талант для литовских «борцов в с тоталитаризмом» играют далеко не главную роль.
«Нужно решить, что важнее — творчество личности или понятие независимости государства. Если человек действовал против государства, это — человек, связанный с приходом и укреплением оккупации», — утверждает член партии Аудронюс Ажубалис.
Стоит отметить, что в Литве действует законодательный запрет на демонстрацию советской символики. В связи с этим у российского «Аэрофлота» могли в Литве возникнуть проблемы, поскольку его логотип остался неизменным еще с советских времен и содержит в себе серп и молот.
Напомним, что Саломея Нерис вместе с Петрасом Цвиркой в 1940 году вошла в состав полномочной делегации от депутатов литовского сейма, которая ходатайствовала о приеме Литвы в состав СССР. Нерис является автором «Поэмы о Сталине», поэмы «Путь большевика», а также поэмы «Четверо» о четырех литовских коммунистах, растрелянных в 1926 году. Во время войны она выезжала на фронт, чтобы подбадривать бойцов литовских частей в составе Красной армии.
Данный законопроект, даже если не будет принят в ближайшее время, рано или поздно возымеет силу. Он качественно отражает те настроения, которые царят в литовской элите, которая может быть противоречивой во всем, кроме одного — ненависти к советскому периоду своей истории.
Здесь царит полное единение не только внутри литовской элиты, но и с элитами некоторых постсоветских республик, где верх одержали радикально антисоветские и антироссийские силы. Литва, Латвия, Эстония, Украина конструируют свои идентичности вокруг абсолютного отрицания всего советского и коммунистического. Где-то этот процесс проходит плавно и растянут на десятилетия, а где-то, как на Украине, он из латентной, тягучей фазы перешел в фазу резкого обострения после государственного переворота в 2013 году. При этом пикантность ситуации в Литве заключается в том, что после окончательного признания «преступности» СССР Литва будет вынуждена вернуть значительную часть своей территории Польше и Белоруссии.
Однако, что их всех объединяет — это марширующие по улицам некогда советских городов нацисты и коллаборационисты, будь то бандеровцы в Киеве, или ветераны Ваффен СС (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Риге. Оправдание и прославление нацизма под маской «осуждения двух тоталитаризмов», где однозначно негативной оценке подвергается только СССР, но никак не побежденный им гитлеризм, также является визитной карточкой новой эпохи в этих странах.
При этом, желание самой российской элиты заполучить расположение Запада через расплевывание с советским прошлым не только не дает желаемых ей плодов, но и еще сильнее подогревает ненависть со стороны элит стран Восточной Европы, считающих свой советский этап истории «оккупацией».