Христиане отвергают обвинения шиитов в стрельбе по демонстрантам в Бейруте

Глава христианской партии «Ливанские силы» Самир Гиагея опроверг утверждение шиитской группировки «Хезболла» в том, что христианская партия планировала нападение на демонстрантов-шиитов в Бейруте, 16 октября сообщает агентство Reuters.
14 октября шииты Ливана собрались на акцию протеста, против судьи, расследующего масштабный взрыв в порту Бейрута в августе 2020 года. Акция была организована группировкой «Хезболла».
На шиитов было совершено нападение. Сначала демонстрантов расстреляли снайперы. После этого на границе шиитских и христианских кварталов началась перестрелка. В результате конфликта погибли семь человек, все шииты. Для граждан Ливана, это событие стало напоминанием о межконфессиональной гражданской войне 1975-90 годов.
Группировка «Хезболла» выдвинула обвинения против христианской партии «Ливанские силы» 15 октября, заявив, что партия виновна в смерти семерых шиитов и пыталась втянуть страну в новую гражданскую войну.
Самир Гиагея сообщил, что на встрече, состоявшейся 13 октября, политической группировкой, к которой принадлежат и «Ливанские силы», обсуждались варианты действий, как реагировать на действия «Хезболла», если она преуспеет в усилиях по отстранению судьи. Гиагея сказал, что согласованный в этом случае вариант состоял в том, чтобы объявить общественную забастовку, и ничего больше.
На вопрос, означает ли присутствие членов партии «Ливанские силы» в районах Айн-аль-Ремманех и Тейуна, где произошла стрельба то, что инцидент был запланирован, Гиагея сказала, что они всегда присутствовали в этих районах.
Координатор по вопросам безопасности в партии связался с властями, когда они услышали, что запланирована акция протеста, и попросил о присутствии армии в этом районе, «поскольку нашим приоритетом было, чтобы демонстрация прошла просто как демонстрация и не повлияла на гражданский мир», сказала Гиагея.
«Армия арестовала снайперов, поэтому они должны рассказать нам, кто они и откуда пришли», — отметил он. К настоящему времени, в связи с этим инцидентом, было задержано девятнадцать человек.
Гиеагея, чья партия имеет тесные связи с Саудовской Аравией, также раскритиковал президента Ливана Мишеля Ауна и его звонок с обвинениями. Партия Ауна, «Свободное патриотическое движение», крупнейший христианский блок Ливана, является союзником «Хезболлы».
«Мне совсем не понравился этот звонок», — сказал глава христианской партии «Ливанские силы», отметив, что Аун косвенно выдвинул те же обвинения в причастности, что и Хезболла, и попросил Ауна успокоить ситуацию.
История вопроса
4 августа в столице Ливана произошел один из самых мощных неядерных взрывов в истории — в порту Бейрута загорелся и взорвался склад, на котором хранилась пиротехника и 2750 тонн аммиачной селитры.
В результате взрыва мощностью более 400 тонн в тротиловом эквиваленте один из крупнейших портов Ближнего Востока оказался почти полностью уничтожен. Были разрушены и повреждены дома и общественные здания во всех окружающих районах. В отделенных районах Бейрута выбило стекла в домах, а грохот взрыва был слышен даже на Кипре.
Подтвержденное число жертв взрыва на утро 6 августа составляло 140 человек. Ранения получили более 4000 жителей Бейрута, и многие из них находятся в тяжелом состоянии. Город остался без электричества, а весь Ливан — на грани голода из-за уничтоженного взрывом трехмесячного запаса зерна, который хранился в порту.
На данный момент официальными лицами уже описана приблизительная картина трагедии. Взрывоопасный груз оказался в порту еще в 2014 году — его сгрузили с арестованного судна Rhosus, которое везло селитру из Грузии в Африку и остановилось в Бейруте. На том же складу оказалась пиротехника. А 4 августа 2020 года на складе производились сварочные работы, из-за которых сначала загорелась пиротехника, а затем сдетонировала селитра.
Таможня Ливана уверяет, что несколько лет требовала реэкспортировать груз, однако правительство для этого ничего не сделало. Руководство порта ссылается на решение суда, который требовал хранить груз на складах до решения о его продаже, и уверяет, что не знало, насколько аммиачная селитра опасна.
Де-юре всю ответственность за произошедшее несет правительство Ливана, в непосредственном управлении формально находится порт Бейрута. Но страну много лет раздирает политический кризис, состав правительства многократно менялся, и портом реально руководил неформальный совет из представителей диаспор, религиозных групп и прочих «авторитетных лиц». Как и почти всем в Ливане.
Интересно, что в день трагедии международный трибунал по Ливану в Гааге должен был вынести приговор в отношении подозреваемых боевиков шиитской «Хезболлы», которые обвиняются в организации взрыва, жертвой которого в 2005 году стал премьер-министр Ливана Рафик аль-Харири.
Оглашение приговора было перенесено, но само такое совпадение, еще и на фоне очередного военного обострения на израильско-ливанской границе, вызвало много вопросов как в Ливане, так и за его пределами.
Впрочем, действующий премьер-министр Ливана Хасан Диаб пообещал провести справедливое расследование обстоятельств трагедии и наказать всех виновных. Однако от международной помощи в расследовании правительство уже отказалось.
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER