ЕС раскололся в вопросе об отказе от двигателей внутреннего сгорания

Страны Евросоюза, чья экономика в большой степени зависит от автопрома, сопротивляются решению Еврокомиссии запретить через несколько лет продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) из-за «зеленой повестки», отмечает европейская редакция ИА Красная Весна.
Еще весной 2023 года Совет ЕС утвердил целевые показатели по сокращению выбросов автомобилей: с 2030 по 2034 год углеродные выбросы новых легковых машин должны быть сокращены на 55% по сравнению с 2021 годом, а к 2035 году — на 100%. Фактически это означает запрет продаж новых авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Внутри Евросоюза обострились противоречия в связи с проводимым Брюсселем в рамках климатической повестки курсом. Некоторые страны ЕС обращают внимание на огромные издержки, которые понесут европейские производители автомобилей, и без того находящиеся в жесткой конкуренции с китайскими конкурентами.
Канцлер ФРГ Фридрих Мерц 28 ноября 2025 года заявил о планах передать председателю Европейской комиссии (ЕК) Урсуле фон дер Ляйен письмо с призывом сохранить для автопроизводителей возможность выпускать и продавать новые машины с ДВС после 2035 года. Он подчеркнул, что правительство Германии стремится защищать климат «технологически нейтральным путем». Мерц также сообщил, что ФРГ предлагает сохранить возможность выпуска гибридных автомобилей, объединяющих современные двигатели внутреннего сгорания и электрические технологии.
После совещания с партиями правительственной коалиции это письмо 1 декабря, действительно, было направлено.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо 1 декабря сообщил, что «некоторые премьеры», в том числе и он сам, подписали и направили главе ЕК письмо по вопросу ДВС, составленное под руководством премьер-министра Италии Джорджи Мелони. Как подчеркнул словацкий премьер, в письме «отвергается идеологический догматизм в вопросе защиты климата».
Мелони и ранее неоднократно подвергла критике план по отказу от автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, обращая внимание на его разрушительность для национальных экономик ЕС. Она заявляла, что «зеленая повестка» не должна приводить к ликвидации предприятий, которые обеспечивают доходы и занятость в странах Евросоюза.
ФРГ, Италия, Словакия, Чехия, Польша, Венгрия, Румыния уже не первый год добиваются пересмотра Брюсселем политики в отношении курса на отказ от ДВС. В марте 2023 года они заключили альянс по этому вопросу. Тогда же состоялась первая встреча министров транспорта этих государств.
«Запрет на двигатели внутреннего сгорания, хотя они могут работать без вреда для климата, кажется нам неправильным подходом», — подчеркивал Фолькер Виссинг, который тогда являлся главой немецкого минтранса.
В 2023 году противникам запрета ДВС удалось добиться минимальных уступок. В частности, были разрешены автомобили на синтетическом топливе. Теперь ряд государств снова настаивают на ослаблении запрета, который сейчас распространяется в том числе и на большинство гибридных авто.
Как заявил 26 ноября вице-президент ЕК Стефан Сежурне, Евросоюз готов проявить гибкость и предложить поэтапный отказ от двигателей внутреннего сгорания. Еврокомиссия собирается сделать заявление по этому вопросу 10 декабря.
Однако вряд ли странам, чья экономика находится в большой зависимости от автопрома, удастся что-то поменять в существенной степени. Исходя из сложившейся практики, национальные интересы государств ставятся ниже принципов политики, проводимой Брюсселем.
Отказ от ДВС — ключевой момент климатической повестки, которая, в свою очередь, является одним из важнейших элементов проводимого Брюсселем курса. И обычно все, что могут сделать страны, несогласные с теми или иными аспектами этого курса — это с трудом выторговывать для себя незначительные уступки, больше напоминающие жалкие подачки.