К протестам в Германии привело неравное перераспределение налогов — мнение
Богатые люди в ФРГ становятся еще богаче, а налоговое бремя несет большинство работающих граждан страны. Такое социальное неравенство в перераспределении налогов может привести к политическому кризису в стране, считает налоговый эксперт Себастьян Эйхфельдер, преподаватель налогового права в Магдебургском университете Отто фон Герике. Интервью с ним опубликовано 14 января на канале Mitteldeutscher Rundfunk.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе было представлено любопытное исследование международной организации Oxfam, занимающейся вопросами бедности. Согласно ему, общее состояние пяти богатейших немцев выросло примерно на три четверти с 2020 года, что с поправкой на инфляцию составляет примерно с 89 до 155 миллиардов долларов США. При этом, если бы в Германии были введены более справедливые налоги с доходов, предложенные Oxfam, то дополнительно годовой бюджет страны мог бы получить около 93,6 миллиарда долларов США. И это только если принять лишь одно предложение Oxfam по налогообложению около 200 000 человек, что составляет всего 0,24% населения Германии.
Тем временем, согласно Федеральному статистическому управлению Германии, резко возросшие цены в 2023 году стали бременем для немецких потребителей. Среднегодовая инфляция составила 5,9%. Это несколько ниже, чем годом ранее, когда коэффициент инфляции был равен 6,9%. Однако оба эти показатели — самые высокие с момента воссоединения Германии в 1990 году.
«Я думаю, что перераспределение — интересный термин, потому что он предполагает, что государство всегда будет что-то отбирать у богатых, чтобы отдать деньги бедным. Однако так бывает не всегда. В некоторых случаях государство забирает больше у бедных, чем у богатых», — рассказывает Себастьян Эйхфельдер.
Речь идет об общественной солидарности, то есть о том, кто и в какой степени способствует тому, чтобы государство могло выполнять свои обязанности. По словам профессора Эйхфельдера, за последние тридцать лет соотношение сил изменилось, и он поясняет это на примере налога на наследство, когда для корпоративного наследования существуют серьезные исключения. Если вы передадите детям пять квартир, вы получите налоговый вычет на общую сумму 500 000 евро. «Но если у вас есть 300 квартир, то вы являетесь предпринимателем и платите значительно меньше налога на недвижимость, а иногда и вообще не платите», — объясняет налоговый эксперт.
Государство активно собирает большие налоги, но в других местах и у других людей. Вряд ли в какой-либо другой стране доходы от работы облагаются таким высоким налогом, как в Германии, где, по расчетам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), общие сборы составляют от 40 до 50% от заработанного дохода. В лучшем положении находятся те, кто приумножает свои деньги за счет недвижимости, потому что если она продается через десять лет после приобретения, то такая спекулятивная прибыль не облагается налогом.
По мнению Эйхфельда, такая налоговая политика также имеет принципиальное значение в государственном управлении. «Это не вяжется с тем, что мы называем меритократией (принцип управления, согласно которому высшие руководящие должности должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка — прим. ИА Красная Весна)», — считает эксперт. Потому что у тех, кто ходит каждый день на работу, часто свободных времени и средств остается не так много, поскольку налоги и сборы слишком высоки. Налоговое бремя для предприятий на рубеже веков составляло от 50 до 60%, теперь оно составляет около 30%, но к большему росту реальных доходов это не привело, говорит немецкий эксперт.
К тому же социальная конкуренция усиливается по мере того, как сокращаются равные возможности. По словам Эйхфельда, это довольно ясно проявляется в Германии, когда частные школы и дорогие университеты формируют целые династии, с которыми другие социальные группы больше не могут конкурировать. Но такое положение дел не может не иметь последствия для политики.
В то же время богатые, более или менее явно отказавшись от идеи социальной рыночной экономики, теперь ищут виновных в политических потрясениях в стране в другом месте. «И тогда вы начинаете искать виновников, которые находятся вне системы: иностранцы, беженцы, ЕС — что угодно, чтобы избавиться от разочарования, — рассказывает Эйхфельд. — Но виновник ни в коем случае не должен быть гражданином Германии, потому здесь не хотят решать конфликты. Мы предпочитаем не обсуждать, что у нас на самом деле есть проблемы с перераспределением здесь, внутри страны». Такие тенденции действительно проявляются сейчас во многих странах Запада, что ясно показывает, насколько важным было бы справедливое распределение налогов.
То, как удается отстаивать свои интересы публично, в настоящее время очень наглядно показывают демонстрации фермеров. Однако во многих случаях за демонстрантами могут стоять гораздо более влиятельные игроки, считает Эйхфельд.
Существует множество организаций, например, таких как «Фонд семейного бизнеса», которые активно участвуют в политике и управлении. Но, по словам Себастьяна Эйхфельдера, за этим фондом скрывается «не хозяин пекарни за углом», а самые богатые семьи Германии, которых вы также можете найти в текущем списке миллиардеров. И, таким образом, они обладают влиянием, которого нет у других социальных групп.
«Получатели гражданских пособий, одинокие родители с двумя детьми, люди с минимальной заработной платой — все те, кто каким-то образом держится на плаву, — у них совсем нет времени и средств на то, чтобы хорошо организоваться», — добавляет немецкий эксперт. Именно благодаря подобным организациям, часто оказывается, что особенно хорошо организованные люди, от фермеров до водителей-стажеров, от врачей до фармацевтов или учителей, добиваются того, чтобы их услышали, заключает он.
Читайте также: Протесты немецких фермеров свидетельствуют об изменениях в западном мире
Читайте также: В мире появится обладатель триллионного богатства
(теги пока скрыты для внешних читателей)