В Архангельске дан старт экспедиции на малых крейсерских яхтах по Арктике
Парусная экспедиция по морям Арктики и реке Оби в составе яхт «Сибирь» и «Жемчужина», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 1 августа стартовала из Архангельска.
В ходе экспедиции экипаж планирует возложить венки к местам гибели кораблей в годы Великой Отечественной войны в акваториях арктического морского побережья и водах Обь-Иртышского бассейна. Выход в море приурочен к дате созданная Беломорской военной флотилии в Архангельске, которая была организована приказом народного комиссара Военно-морского флота Николая Кузнецова 2 августа 1941 года.
Также в августе 1941 года был создан Северный отряд с базой на острове Диксон, расположенный в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, в который наряду со сторожевыми кораблями и береговыми батареями входили авиагруппа и отряд ледоколов.
Исследователи пересекут Белое, Баренцево и Карское моря, а затем через Онежскую губу войдут в акваторию реки Обь и поднимутся до Омска, где завершат свой маршрут. Суда пройдут по местам воинской славы Беломорской флотилии, которая в годы войны обеспечивала защиту арктических рубежей от Мурманска до Диксона (острова в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря). По этому участку северо-морского пути производились транспортные перевозки оборудования и материалов, необходимых для фронта, здесь работали метеостанции. Множество судов и тысячи людей погибли, охраняя северные границы СССР.
В ходе экспедиции участники возложат венки в районах гибели кораблей в Белом, Баренцевом и Печорском морях (юго-восточная часть Баренцева моря, ограниченная островами Колгуев и Вайгач). В частности, экипажи отдадут дань памяти 61 бойцу на месте гибели сторожевого корабля СКР-27 «Жемчуг», потопленного фашистской подводной лодкой во время несения боевой службы в горле Белого моря.
Траурный венок будет возложен и на братскую могилу военнослужащих арктического конвоя БД-5 на острове Белый в Карском море. В этом районе 12–13 августа 1944 года немецкой подлодкой U-365 были уничтожены транспортный корабль «Марина Раскова» и тральщик Т-118. Тогда погибли около 400 советских военнослужащих и работников тыла.
В экспедиции принимают участие 12 яхтсменов из Архангельской и Омской областей, Татарии, Москвы и Санкт-Петербурга, имеющие опыт плавания под парусом в суровых арктических условиях. Исследователи также ставят целью доказать возможность путешествий на небольших яхтах к водам Арктики и обсудить в регионах вопросы подготовки инфраструктуры для развития туризма на яхтах в северных широтах.
Напомним, кругосветная яхта «Сибирь» является двухмачтовым шверботом длиной 12,5 м и шириной 3,3 м. Площадь парусов составляет 70 м2, судно развивает скорость до 8 узлов.
Крейсерский швертбот «Жемчужина» построен по типу бермудского шлюпа с двумя парусами — гротом и стакселем. Длина судна 12 м, ширина — 3,7 м. Площадь основных парусов составляет около 60 м2. Также яхта оснащена дополнительным парусом для попутных ветров спинакером площадью 98 кв. метров.