Ученые исследовали митохондриальный геном ископаемого бурого медведя

Изображение: Константин Ерёмин © ИА Красная Весна
Медведь

Статью, посвященную анализу митохондриального генома ископаемого бурого медведя, туша которого была обнаружена в вечной мерзлоте на острове Большой Ляховский в Якутии в 2020 году, опубликовала команда российских и норвежских исследователей под руководством директора по развитию Лаборатории палеогеномики «Европейского университета в Санкт-Петербурге» Артема Недолужко, сообщает 27 октября пресс-служба университета.

Статья под названием «Древняя ДНК раскрывает материнскую филопатрию северо-восточной евразийской популяции бурого медведя (Ursus arctos) в голоцене» была опубликована 27 октября в международном журнале Genes. (Филопатрия — верность местам размножения.)

Прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте останки бурого медведя были найдены оленеводами в российской Арктике в сентябре 2020 года. Научные сотрудники Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ) выдвинули предположение, что возраст ископаемого животного может составлять от 22000 до 39500 лет.

В рамках исследования Артем Недолужко и его коллеги датировали тушу бурого медведя с помощью методики ускорительной масс-спектрометрии, после чего был проведен первичный палеогеномный анализ.

Ученые реконструировали митохондриальный геном медведя (небольшая молекула ДНК, наследуемая преимущественно по материнской линии). В результате медведь резко «помолодел» — его возраст был определен в 3500 лет. Это означает, что этот хищник обитал на территории Северо-Восточной Сибири во время голоцена.

Отсюда возник вопрос, как он появился на острове — во времена плейстоценовых оледенений остров входил в состав материковой Сибири, но в последние тысячелетия его от большой земли отгородил морской пролив.

Палеонтологи, участвовавшие в исследовании, предположили, что медведь перебрался на остров ранней весной по льду.

Современные методы выделения ДНК из ископаемых остатков, а также новейшие методы секвенирования (определение последовательности ДНК) и биоинформатического анализа позволили исследователям реконструировать полную последовательность митохондриального генома ископаемого бурого медведя.

Сравнивая ее с последовательностями митохондриальных геномов других древних (живших 3500–40000 лет назад) и современных животных, ученые установили несменяемость материнской линии бурых медведей Северо-Восточной Сибири на протяжении последних нескольких тысяч лет.

Также велика вероятность того, что современные популяции медведей в России и Эстонии, имеют общую «праматерь» с якутскими медведями.

«Представленное исследование лишь начальный этап работ, направленных на изучение генома этого животного. Оно должно пролить свет на эволюцию представителей семейства Медвежьих на территории Евразии и Северной Америки, в частности, на историю интрогрессивной гибридизации между бурым и белым медведями, описанную в недавних работах», — отметил Артем Недолужко.