1. Культурная война
Вашингтон, / ИА Красная Весна

Найденные следы человека в Северной Америке могут изменить историю

Изображение: (сс) ArtisticOperations
Очень древний предок человека

Древнейшие следы человека в Северной Америке могут переопределить предысторию человека в том виде, в каком мы ее знаем благодаря крошечным семенам, 24 сентября пишет журнал Science.

Новые данные о доисторических следах, найденных учеными, предполагают, что в Северной Америке они появились 23 000 лет назад — за тысячи лет до того, как, по традиционным оценкам, люди пришли на континент.

Дэвид Бустос, археолог и менеджер программы ресурсов в Национальном парке Уайт-Сэндс в Нью-Мексико, нашел следы в парке в 2009 году на берегу озера, которое давно превратилось в пустыню. Отпечатки, оставленные древними людьми в грязи на территории, ныне известной как Alkali Flat, превратились в скалу.

Ученые Геологической службы США провели радиоуглеродное датирование большого количества семян Ruppia cirrhosa, водной травы канавы, которые застряли в следах. Они определили, что отметки были сделаны в период между 22 800 и 21 130 лет назад.

Археолог из Университета Альберты, не участвовавшая в исследовании, считает, что теперь новые данные «очень сложно опровергнуть».

Маловероятно, но возможно, что семена могли поглотить старый углерод, вымытый в воду близлежащими породами, в результате «эффекта резервуара». Но ученые датировали сотни семян и обнаружили, что возраст был одинаковым по всем параметрам: более старые семена находились на дне, а более молодые — на поверхности.

Если предположить, что датировка верна, это означает, что доисторические люди поселились в Северной Америке либо до, либо во время последнего ледникового периода, а не после него, что коренным образом изменило временную шкалу нашего вида и нашего мира.

«Это новое исследование предоставляет первое недвусмысленное свидетельство устойчивого присутствия человека в Америке на тысячи лет раньше, чем предполагалось большинством археологов», — говорится в заявлении Томаса Урбана, научного сотрудника лаборатории Корнельских колец деревьев.

С 1930-х годов, когда археолог Эдгар Б. Ховард обнаружил древний наконечник копья недалеко от Хлодвига, штата Нью-Мексико, преобладала теория, что первыми доисторическими людьми в Северной Америке были люди Хлодвига. Они прошли через ныне затопленный мост, соединяющий Сибирь и Аляску около 13 500–13 000 лет назад, и распространились по всему континенту.

Но эта теория была подвергнута сомнению в последние годы другими археологическими находками, что привело к разделению мнений в этой области.

«Население Америки — одна из тех вещей, которые в течение многих лет были очень спорными, и многие археологи придерживаются взглядов с почти религиозным рвением», — рассказал ведущий автор статьи Мэтью Беннетт из Борнмутского университета в Великобритании.

В 1979 году канадский археолог Кнут Фладмарк выдвинул гипотезу, что первые люди, достигшие Северной Америки, сделали это на небольших лодках. Его теория казалась маловероятной, учитывая, что побережье континента было заблокировано гигантскими ледниками.

Но в 1997 году он приобрел популярность с открытием Монте-Верде, археологического памятника на побережье Чили, возраст которого, как выяснилось, составляет 14 500 лет — на тысячелетие старше, чем самая ранняя стоянка Хлодвига.

Некоторые исследователи Хлодвига сомневаются в датировке этих мест, но надежная датировка следов делает более вероятным, что по крайней мере некоторые другие находки до Хлодвига также точны и что первые миграции в Америку начались до ледникового периода.

«Наша работа показала, что ледяные щиты, вероятно, контролировали проникновение в Северную Америку, но что мы сделали это за один ледниковый цикл раньше», — сказала Салли Рейнольдс, профессор палеонтологии млекопитающих из Борнмутского университета и соавтор исследования.

«Исходя из этого, мы думаем, что около 30 000 лет назад люди пришли бы из Сибири через Берингов мост», — резюмировала Рейнольдс.

Другие эксперты утверждают, что на побережье Северной Америки были свободные ото льда и благоприятные для поселенцев зоны, которые могли позволить людям перемещаться вглубь суши до таяния ледяных щитов. (The Atlantic недавно опубликовала статью о поисках стоянок до Хлодвига на Нормандских островах в Калифорнии, где археологи сосредотачивают свои усилия на затопленных областях, которые в доисторические времена были бы выше уровня моря.)

Если люди действительно жили в Америке до появления людей Хлодвига, их население вымерло, возможно, во время последующего ледникового периода. Генетическое тестирование современных коренных народов показывает, что линия коренных американцев отделилась от Азии около 16 000 лет назад.

Основываясь на новых результатах радиоуглеродного датирования, эксперты полагают, что бывшее озеро в Белых песках было постоянно заселено людьми в течение примерно 2000 лет, и что озеро со временем уменьшилось по мере роста температуры.

Когда произошло это потепление, рассказал Джефф Пигати, геолог Геологической службы США, уровень озера упал, и люди могли пройти по этой большой плоской поверхности.

Десятки тысяч лет спустя следы представляют собой хрупкие образования из глины и ила. Судя по размеру, эксперты полагают, что они в основном принадлежали детям и подросткам с плоскостопием, потому что постоянно ходили босиком.

«Следы, оставленные в Белых Песках, дают представление о том, что происходило: подростки взаимодействуют с младшими детьми и взрослыми», — говорится в заявлении Беннета.

Но что еще более важно, находка может навсегда изменить разговор о том, когда люди впервые увидели Северную Америку.

Следы, однако, были засыпаны отложениями на протяжении веков, и только недавняя эрозия сделала эти «призрачные следы» видимыми для людей 21-го века. Некоторые настолько тусклые, что их можно увидеть только с помощью георадара. На сегодняшний день тысячи человеческих отпечатков были найдены в Белых Песках на 61 отдельной дорожке на площади 80000 акров, а также отпечатки мамонтов, лютых волков, верблюдов и даже гигантского ленивца среди других животных.

«Все следы, которые мы нашли там, показывают взаимодействие людей в ландшафте с вымершими животными», — говорится в заявлении Рейнольдса.

Ученые сейчас ускоренно работают, чтобы задокументировать эти следы человеческой деятельности, пока еще это возможно, прежде чем дальнейшая эрозия сотрет их. Для сохранения данных исследователи планируют сделать много фотографий, а также трехмерные модели.