Лех Качиньский в последнюю минуту говорил с братом — участник расследования
Существование стенограммы разговора погибшего президента Польши Леха Качиньского со своим Братом Ярославом непосредственно перед авиакатастрофой, подтверждает участник расследования крушения Ту-154 под Смоленском, 25 ноября сообщает РИА Новости.
Участник расследования подтвердил сам факт присутствия в деле стенограммы этого разговора, который состоялся по спутниковой связи незадолго до крушения самолета над Смоленском.
«Действительно, у нас в материалах дела была запись разговора Леха Качиньского и Ярослава Качиньского. Они говорили по спутниковой связи», — сообщает источник. и уточнил, что разговор состоялся «незадолго до того, как самолет разбился при посадке в Смоленске».
Участник расследования не стал передавать содержание разговора, опасаясь за свою судьбу.
«Вы же знаете, что Ярослав Качиньский (лидер правящей партии «Право и справедливость“ — прим. ИА Красная Весна) фактически руководит Польшей, и это больная для него тема», — подчеркнул он.
Ранее о факте такого разговора написали польские СМИ, которые сообщили, что во время разговора между братьями Качиньскими «затрагивался один из аспектов осуществления полета». Запись этого разговора находится в материалах польского уголовного дела.
Россия запрашивала у Польши стенограмму последнего разговора между Лехом и Ярославом Качиньскими. Следственный комитет (СК) России заявил, что Россия заинтересована в ответе на все вопросы, касающиеся катастрофы польского «борта № 1». Москва максимально открыта к взаимодействию в расследовании этой катастрофы и объективна в своем расследовании, заявляет СК РФ.
СК России отметил, что во всем помогает польским коллегам в расследовании этой катастрофы. В частности обломки лайнера около десяти раз осматривались за весь период расследования. Сами остатки лайнера находятся в России и хранятся, как вещественные доказательства по уголовному делу.
Бывший польский судья Войчех Лончевский, возобновлявший расследование катастрофы над Смоленском, давая интервью польской газете Gazeta Wyborcza, сообщил, что если содержание этого разговора стало бы достоянием польской общественности, то она «совершенно иначе оценила бы происходившее после 10 апреля 2010 года». Он утверждал, что содержание стенограммы разговора стало ему известно «из совершенно секретных материалов». Само же содержание разговора, по его словам, показывает «на что способен Ярослав Качиньский».
По словам Лончевского эти материалы случайно попали в польское уголовное дело и до настоящего момента не предавались огласке.
Напомним, польский «борт № 1» Ту-154 разбился при заходе на посадку в аэропорт «Смоленск-Северный» 10 апреля 2010 года. Погибли все пассажиры самолета и экипаж. Пассажирами самолета были на тот момент глава Польши Лех Качиньский с супругой и высокопоставленные польские политики и военные, летевшие на мероприятия, связанные с Катыньскими событиями.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) через год предъявил, что по итогам расследования причиной катастрофы стало принятое экипажем решения в условиях тумана не уходить на запасной аэродром, а предпринять попытку посадить самолет в запланированном месте. Была признана системная ошибка — недостатки в подготовке летчиков президентского летного отряда.
Первая польская комиссия под руководством экс-главы МВД Польши Ежи Миллера подтвердила выводы МАК. Однако, действующая власть в Польше не согласилась с выводами МАК и комиссии Миллера и создала вторую комиссию.
Вторая комиссия на протяжении нескольких лет не может прийти к окончательным выводам.
На данный момент в Польше рассматривают несколько альтернативных версий катастрофы. В частности, такие, как умышленные действия российских диспетчеров, взрывное устройство, заложенное на борту самолета.
В сентябре Генпрокуратура Польши объявила о намерении объявить в международный розыск авиадиспетчеров, дежуривших в аэропорте Смоленска в тот день. Российская сторона подобные действия расценивает, по заявлению МИД РФ, как политический спектакль и травлю.