«Совы не то, чем кажутся»

Какой ужас! Кинокритики назвали самые страшные сериалы всех времен

Изображение: Евгений Давыдов© ИА Красная Весна
Ужасы
Ужасы

Список самых страшных сериалов за всю историю кино, составленный кинокритиками, опубликован 25 октября в журнале Rolling Stone.

«Кто убил Лору Палмер?»

Победителем хит-парада сериалов-ужастиков стал знаменитый сериал Дэвида Линча «Твин Пикс». Не похожий ни на один другой, он завораживает зрителя своей атмосферой.

Первый сезон «Твин Пикса» начался еще в 1990 году и тут же набрал популярность. «Кто убил Лору Палмер?» — многие тогда задавались этим вопросом.

Под музыку Анджело Бадаламенти авторы показывают нам жизнь обычных людей, мирную, размеренную. Однако за этой кажущейся простотой скрывается нечто совсем иное, а приторные маски отбрасываются, открывая перед зрителями древние ужасы человечества.

Изображение: Цитата из сериала "Твин Пикс", 2017, реж. Дэвид Линч
«Это — вода. А это — колодец. Напейся и спустись. Лошадь — это белки наших глаз. И тьма внутри»
внутри»тьмаИглаз.нашихбелкиэтоЛошадь —спустись.иНапейсяколодец.это —Авода.«Это —

Линч — тонкий мастер ужасов и загадочных историй. И он «выкапывает» страхи из самой глубины. Его фильмы навсегда остаются в памяти зрителей — их нельзя просто посмотреть и забыть. Над ними надо долго думать, потому что необходимо понять, ответить на кажущийся простым вопрос — «что есть реальность?».

Изображение: Цитата из фильма "Малхолланд Драйв", 2001, реж. Дэвид Линч
Певица из клуба Silentio
Певица из клуба Silentio
SilentioклубаизПевица

Реален ли клуб Silentio и пение девушки из «Маллхоланд драйв»? Кто такой Таинственный человек из «Шоссе в никуда»? И почему нам становится так страшно, когда мы видим то, что выбивается из обыденной рутины?

Пощекотать эти нервы Линчу удалось и в «Твин Пикс». Его герои — необычные, собирательные образы, к которым быстро привязываешься, они становятся как родные.

И вот, ты уже знаешь жителей городка, знаешь уже вроде почти все, но происходит что-то такое, что рушит всю уже устоявшуюся картину мира, если не сказать, вселенной. И никогда нельзя предугадать, что будет дальше.

Изображение: Цитата из сериала "Твин Пикс", 1990, реж. Дэвид Линч, Марк Фрост
«Чертовски хороший кофе!»
кофе!»хороший«Чертовски

Третий сезон, вышедший в 2017, непохож на предыдущие. Он жесткий, непонятный, страшный. Здесь зло уже не просто просочилось в один городок, нет, оно уже объяло весь мир и меняет его так, как хочет.

«Сумеречная Зона»

Однако вернемся к «страшному хит-параду». Вторую строчку занял сериал Рода Серлинга «Сумеречная зона», выходивший с 1959 года.

Изображение: Цитата из сериала "Сумеречная зона", 1963, реж. Род Серлинг
Гремлин на крыле самолета
Гремлин на крыле самолета
самолетакрыленаГремлин

Каждая серия — это отдельный фильм, в каждом из которых авторы затронули множество мистических тем. Это и двойники–доппельгангеры, и пришельцы, и другие странные существа, вторгающиеся в обыденную жизнь.

Сериал стал классикой ужасов, а отсылки к нему можно найти во многих фильмах, причем разных жанров.

Людоед-психиатр опять стал главным героем

Третье место в списке самых страшных сериалов занял выпущенный относительно недавно «Ганнибал». За основу взят сюжет книг Томаса Харриса про Ганнибала Лектера — психиатра–каннибала.

Изображение: Цитата из сериала "Ганнибал", 2013, реж. Брайан Фуллер
Уилл Грэм и Ганнибал Лектер
Уилл Грэм и Ганнибал Лектер
ЛектерГаннибалиГрэмУилл

Сюжет сериала крутится вокруг двоих людей — маньяка-убийцы Лектера и следователя Уилла Грэма. Следователь ищет преступника, в то время как убийца постоянно находится рядом с ним.

Весь сериал наполнен эстетикой смерти. Убийства показаны как произведения искусства, зло и добро смешиваются, а герои постоянно пытаются понять, кто же они такие, словно весь мир сходит с ума.

Авторы явно наслаждаются происходящим в сериале. Играя на том, что Ганнибал Лектер — не только людоед, но и тонкий гурман, названия каждой серии адресуют к терминологии кухни разных стран, каким-то образом связанных с судьбой Лектера. В первом сезоне — Франция, во втором — Япония, а в третьем — Италия.

Изображение: Цитата из фильма «Ганнибал: Восхождение», 2007, реж. Питер Веббер
Молодой Ганнибал Лектер
Молодой Ганнибал Лектер
ЛектерГаннибалМолодой

Сериал совершенно не похож на выходившие ранее фильмы про Ганнибала Лектера — «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение». В фильмах грань между добром и злом стирается вовсе, а все серии пронизывает безумие и отчаяние.

Всего в рейтинге упоминалось 30 сериалов. Туда вошли такие известные работы, как «Секретные материалы», «Баффи — истребительница вампиров», а также недавно вышедший английский сериал-антиутопия «Чёрное зеркало».

На примере упомянутых выше сериалов можно проследить «эволюцию» ужасов. Раньше («Сумеречная зона» и первые два сезона «Твин Пикс») ставка в хорроре делалась на вторжение в повседневную жизнь чего-то мистического, что ставило человека перед выбором добра и зла, срывало натянутые обыденностью маски.

Мадс Миккельсен в роли Ганнибала Лектера
Мадс Миккельсен в роли Ганнибала Лектера
ЛектераГаннибалароливМиккельсенМадс

В последних же хоррор-работах мистика уже перестает играть эту роль. Это либо беспросветный ужас, заполонивший всё (третий сезон «Твин Пикс»), либо такой срыв масок, который даже не дает права выбора добра или зла, потому что все люди злые от природы, а за маской ничего другого кроме тьмы быть не может («Ганнибал»).

Ганнибал Лектер все это понял, поэтому он — гений, а следователь — страдающий неудачник. И мы видим, как подобное транслируется из многих произведений, не только с киноэкранов.

Людоед глумится как над человечеством, так и над верой. «…он всегда испытывает наслаждение, когда видит, как рушится чья-то вера, это его любимое развлечение. Это для него то же самое, что коллекционировать случаи с рухнувшими церквами», — говорит Кларисса Старлинг — сотрудница ФБР, протагонистка романа «Ганнибал» Харриса.

Изображение: Цитата из х/ф «Ганнибал». Реж. Ридли Скотт. 2001. США
Людоед спасает сотрудника ФБР
Людоед спасает сотрудника ФБР
ФБРсотрудникаспасаетЛюдоед

Что показательно, в книге она, по сути единственный положительный и сильный персонаж, способный остановить маньяка, полностью переходит на сторону убийцы и становится его любовницей.

И если, например, у Брэма Стокера в «Дракуле» главный злодей-кровопийца, хоть и был показан отнюдь не лишенным положительных черт аристократом, но все-таки оставался проклятым и страдающим чудовищем.

К тому же, даже главный вампир все же не глумился над чужой верой. Более того, именно с помощью веры и любви Дракула был побежден. Лектер же (во многом списанный с Дракулы) всегда выходит победителем, и никакая Мина ( в его случае — Кларисса) не может с ним справиться.

Изображение: Цитата из фильма «Дракула», 1931, реж. Тод Броунинг
Бела Лугоши в роли Дракулы
Бела Лугоши в роли Дракулы
ДракулыроливЛугошиБела

Человек не обусловлен животными инстинктами. Однако когда ничего по-настоящему ценного и высокого не остается, а все грани между добром и злом стираются, то легко скатиться в самое ничтожное состояние, в котором самое главное место занимает ненависть к миру и человеку как таковому.

Читайте также: «Джокер», «Малефисента», «Хищные Птицы» — против человечности идет в бой тяжелая киноартиллерия

С одной стороны, «ужастики» показывают реально существующие проблемы и даже прогнозируют то, что будет, если оставить все так, как оно есть. А с другой… Не подталкивают ли авторы того же самого «Ганнибала» зрителей к пропасти, показывая вместо озверевшего людоеда гламурного эстета-гения?