Спасенный из плена арцахский мирный житель рассказал об избиениях

Об избиениях и издевательствах со стороны азербайджанских военных рассказал спасенный из плена житель села Храморт Аскеранского района Арцаха Абел Амбарцумян 5 декабря в опубликованном видеоинтервью.

53-летний мужчина рассказал, как командующий российскими миротворческими силами генерал-лейтенант Рустам Мурадов спас его и друга, вернув их обоих домой из плена в Баку.

Амбарцумян рассказал, как он 28 ноября вместе с другом Рамизом выехал в поле на сельскохозяйственные работы. На обратном пути они проезжали близко к расположению новых постов азербайджанских вооруженных сил.

«Отряд военных остановил машину, нас повалили на землю и немедленно скрутили нам руки. Затем потащили к блок-посту. Там позвонили командиру и доложили о нашем задержании. Сперва относились хорошо, угостили чаем, пообещали отпустить. В скором времени приехал сам командир, и снова нас допросил», — поделился воспоминаниями спасенный пленный.

Затем им с другом надели на голову маски, надели наручники и бросили в машину. Везли несколько часов. В пункте назначения привели в помещение, где пристегнули наручниками к трубе парового отопления. Через несколько часов начался повторный допрос.

«Допрашивали два капитана в присутствии еще 7-8 военнослужащих в масках», — вспоминает Амбарцумян. «На мне был военный бушлат. Капитан спросил, сколько мне лет. Я ответил, что пятьдесят три. Он спросил: „Значит, ты воевал против нас в 90-х?“ Я ответил, что никогда не воевал. Я сказал: вы начали войну, вы сожгли нашу деревню, а мы убежали в горы, где скрывались целых полтора года. После чего меня избили. Этот допрос с избиениями продолжался 5-6 часов. Били по ребрам, по почкам, руками в твердых перчатках».

Амбарцумяну объяснили, что тот должен «признаться» в том, что участвовал в «Ходжалинской резне» (штурме города Ходжалы армянскими вооруженными формированиями в ночь с 25 на 26 февраля 1992, в ходе которого, преимущественно от холода в горах по разным данным погибло от нескольких десятков до нескольких сот бежавших мирных жителей, прим. ИА Красная Весна). Внушали, что он должен заявить, что выполнял приказ таких-то командиров. Угрожали в противном случае стравить собакам.

Мужчина попросил 3 дня на размышления. Ему предоставили два дня.

В перерывах между допросами пленным не давали ни питья ни еды.

Амбарцумян рассказал, что ему в качестве переводчика пришлось участвовать на допросе еще одного пленного. Им оказался парикмахер Сейран из Мартунинского района Арцаха, задержанный при возвращении домой после посещения могилы родителей. Его избивали до тех пор пока тот не оговорил себя. Его дальнейшая судьба Амбарцумяну неизвестна.

Историю своего спасения мужчина рассказал так: «открылась дверь, зашло несколько военных. Они стали снова избивать и пинать меня. Я получил сильный удар по голове. Затем нас с другом отвезли в тюрьму, и там снова избили. Потом переодели в другую одежду. Покормили в первый раз за многие дни, а затем куда-то повезли. Дорога оказалась долгой. Там, куда нас привезли, нас встретили солидные люди в гражданской одежде, в костюмах. С нас сняли наручники и отвели к самолету, рядом с которым стояли российские военнослужащие. Их командир, генерал-лейтенант Рустам Мурадов подошел к нам, поприветствовал, и спросил о нашем самочувствии. Затем предложил сесть в самолет. Тут мой друг Рамиз не удержался и спросил: „а куда вы нас везете?“ На что Мурадов ответил: „как куда? в Армению, конечно же!“ Самолет нас довез в Ереван, в аэропорт Эребуни. Там позвонили домашним и обрадовали их новостью о нашем возвращении».

Амбарцумян выразил благодарность всем тем, кто способствовал его освобождению, и заявил, что в плену у Азербайджана до сих пор находится много мирных жителей Арцаха.

Читайте также: Армянских пленных в Азербайджане навестил командир миротворческих сил РФ

На вопрос о полученных в плену травмах мужчина ответил, что у него оказались сломаны три ребра, до сих пор дает себя знать полученный сильный удар по голове, повреждена нога и отбита почка.

Напомним, 4 декабря стало известно об освобождении двух мирных жителей села Храморт из азербайджанского плена.