1. Война идей
  2. Государственная идеология
Москва, / ИА Красная Весна

Кургинян: для протестанта мир богооставлен, а для русского — наоборот

Николай Богданов-Бельский. Мечтательность среди берез. 1930
Николай Богданов-Бельский. Мечтательность среди берез. 1930

Различие православной и протестантской цивилизаций коренится в вопросе богооставленности мира, заявил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 5 апреля в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».

Кургинян отметил, что фундаментальная разница, которая отличает протестантские цивилизации от православных состоит в представлении о том оставлен мир богом или нет. «Вот тут, в этом мире — в этом стакане, в этом дереве, — в нем еще есть Бог? Или он из мира ушел и находится где-то в черт знает каких далях, а мир богооставлен, и можно, как повар с картошкой, с ним работать, делать с ним, что угодно?» — пояснил политолог.

«Мы даже не представляем себе, как этот абстрактный и трудно улавливаемый тезис меняет всё — меняет суть цивилизации, меняет ее способ существования, меняет язык, ментальность, как это уходит в глубины человеческой личности», — подчеркнул Кургинян.

При этом если протестанты придерживаются мнения, что Бог где-то далеко от мира, то для русской цивилизации Бог всегда присутсвует в здешнем мире.

«Ощущение, что потустороннее присутствует в здешнем, или, как говорят в науке, имманентное и трансцендентное связаны, и трансцендентное есть в имманентном (трансцендентное — это потустороннее), вот оно здесь, здесь, в березовой роще, пронизанной светом. И никуда это из русской души не денется», — считает лидер движения «Суть времени».

По мнению Кургиняна, этот вопрос на Западе является абсолютно решенным — нет Бога в мире. «Называли ли они это у нас пантеизмом, панентеизмом, как говорил какой-нибудь Карсавин, или как-нибудь иначе — всё равно это ужасно глубокое отличие», — подытожил политолог.