1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Краснодар, / ИА Красная Весна

Премьера иммерсивного спектакля  #Оккупация43 прошла в Краснодаре

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Восстановить связь времен
Восстановить связь времен

Премьера спектакля-прогулки #Оккупация43, который посвящен событиям времен Великой Отечественной войны, состоялась в Краснодаре, сообщает 10 февраля сайт «Кубанские новости».

Режиссер этого спектакля — Радион Букаев. Создатели сообщают, что постановка готовилась около полугода. На официальной странице проекта о ней говорится так: «Посвящается всем, кто внес вклад в освобождение Краснодара от фашистских захватчиков во время Великой Отечественной Войны. История, рассказанная в спектакле, является художественной постановкой событий, происходивших в дни оккупации Краснодара в период с августа 1942 по февраль 1943 года».

Во время спектакля зрителям выдают наушники, и администратор проводит их по улицам города, связанным с событиями постановки. В прогулке могут принять участие не более 30 человек.

Изображение: © Юлия Цыгикало
Во время спектакля
Во время спектакля
спектаклявремяВо

Отзыв одной из зрительниц, размещенный в социальной сети, наполнен глубокими переживаниями: «Спектакли бывают разные. Сегодня мы были на променад-спектакле „Оккупация 43“ про военные годы Краснодара. Ненавижу аудиокниги и радиоспектакли, то голос не нравится, то сидеть нужно на месте, а тут... мы убегали от фашистов, прятались от бомбежки, слезы наворачивались и кулаки сжимались от описанных исторических событий... был момент, когда голос ведущего призвал встать лицом к стене и поднять руки... я прямо почувствовала дуло пистолета... очень качественная реализация и хорошая тема».

Другая зрительница поделилась следующими впечатлениями в сети интернет: «Невероятные ощущения и эмоции. Наворачивались слезы. Я будто попала в те страшные годы войны. Смелости и отваге кубанских, краснодарских жителей нет цены. Дай Бог, чтобы мы никогда с вами не узнали это страшное слово „война“!».

Напомним, в это же самое время в Краснодаре демонстрируется еще одна постановка о Великой Отечественной войне — кукольный спектакль для детей «Другими глазами войны» режиссера Наталья Пахомовой (Москва). Спектакль также является экспериментальным. Тема Великой Отечественной войны раскрывается в нем с помощью рассказа о животных на поле брани. У большинства героев спектакля были прототипы. Собаки-подрывники, собаки-диверсанты, кот, выживший в блокаду Ленинграда и «мяукающий десант» против крыс стали героями данной постановки. Однако, в спектакле, как отмечают зрители, упор делается не на патриотизм и дух сопротивления, а на бессмысленность войны. «Злодей здесь один: война. Она выходит на сцену в конце спектакля в образе безжалостной мельницы марширующих ног, маховика смерти, который захватывает всех без разбора», — пишет одна из зрительниц.

Дополним, «спектакль-променад» также еще называют «иммерсивным спектаклем». Иммерсивный (от англ. Immersive) — создающий эффект присутствия. Такой спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель — полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие с ним. Декорациями такому виду спектакля могут стать улицы города, а актерами — прохожие.

Принято считать, что жанр иммерсивного спектакля родился в 2000 году, а первой театральной труппой которая стала работать в этом направлении является британская PunchDrunk.

Комментарий редакции

Иммерсивными спектаклями в столице нашей Родины чаще всего называют обычные бродилки по типу квеста, задача которых не обеспечить «зрителя» глубокими переживаниями, а развлечь его. Приятно  осознавать, что на периферии есть ростки настоящего искусства в данном жанре, судя по переживаниям зрителей. Глубокая тема, видимо, также глубоко была переработана авторами проекта, совершенно не зря ушло почти полгода. У вовлеченных в спектакль людей на  фотографиях серьезные суровые лица, соответствующие моменту и теме Великой Отечественной войны. Серьезная, отнюдь не развлекательная тематика нашла не только творца, но и зрителя, который готов платить немалые деньги, для того чтобы понять переживания своих предков. Часть людей ищут и будут искать сложности и глубины, а не развлекательности. И, судя по всему, таких спектаклей сейчас очень не хватает. Также это может говорить об  ошибочности ориентации на обывателя в среде деятелей искусства и политиков.