Лапту и бейсбол нужно рассматривать как игры с военным началом — интервью
Лапта и бейсбол — игры с битой и малым мячом, в которых команды попеременно меняются ролями, чтобы атаковать и обороняться, завоевывать победные очки. У этих игр общие исторические корни, но совершенно разные пути развития. Тем не менее, единые принципы и целый ряд совпадающих деталей непосвященного человека часто наводят на мысль, что это едва ли не одна и та же игра.
Любопытно, но в российской истории лапта и бейсбол — как спортивные дисциплины — получили свое развитие именно во времена Советского Союза. Сначала государство отдавало предпочтение лапте, по сути поддерживая инициативы «снизу», а потом — из-за олимпийской политики — директивно «сверху» начало формировать бейсбольную индустрию. В конечном итоге это привело к тому, что в 1987 году была образована Федерация бейсбола, софтбола и русской лапты СССР.
Отечественная история обоих видов спорта очень красочна и многогранна, ей посвящены многочисленные исследования и статьи. В контексте данного материла упомянем только об одном любопытном моменте — о том, что в воспоминаниях пионеров советского бейсбола развитие этой дисциплины проходило «ради любви к игре», а не из желания погрузиться в чужую культуру или ради заработка.
20 октября 2022 года пресс-служба Министерства просвещения заявила о намерении в российских школах преподавать лапту на уроках физкультуры. Новость подняла волну комментариев и размышлений, среди которых как проблемы выдвинутой инициативы, так и вопросы популярности лапты — и здесь не обошлось без сравнения русской народной игры с американским аналогом.
ИА Красная Весна связалось с главным тренером сборных команд Приморского края по бейсболу и лапте Владимиром Саранчуком, с 1988 года занимающегося бейсболом и последние четыре — лаптой, чтобы пообщаться на тему судьбы обоих видов спорта, отношения к ним со стороны обычных людей и о многом другом.
ИА Красная Весна: Лапта и бейсбол — во многих отношениях родственные игры, которые часто противопоставляются людьми без каких-либо попыток разобраться в каждой из них. Вы же предложили рассмотреть лапту и бейсбол с позиции их основ — военной составляющей. Расскажите, что здесь имеется в виду?
Владимир Саранчук: Самое интересное и в бейсболе, и в лапте — это то, что во время матчей мы много говорим военными терминами. Лапта — это захват города, вокруг этого выстраивается вся тактика артиллерии, которая должна посылать снаряды таким образом, чтобы не оставить шансов сопернику на подавление нашей пехоты, которая атакует город для его захвата. Здесь игра идет на время, задача каждой команды — как можно дольше находиться в атаке, чем в защите, так как по определению защищаться всегда сложнее. Ну и у нас есть народная мудрость: лучшая защита — это нападение.
В бейсболе таких городов четыре. Если быть предельно точным, то в этой игре речь идет о захвате военных баз. Не зря в бейсболе есть термины: батарея, атака, оборона, дальние защитники, средние защитники. Цель батареи в бейсболе немного другая: она должна атаковать соперника, не давая ему отразить эти атаки, а цель противодействующей стороны — отбить атаку артиллерии и захватить как можно больше военных баз соперника. Как только один из пехотинцев захватит все базы и вернется с «войны» в дом, команда получает очко. Игра поделена на девять тактических частей, вокруг которых выстраивается вся стратегия игры.
Конечно, все сказанное относится только к одной из сторон этих прекрасных игр, это только верхушка айсберга. Если погрузиться в их глубину, можно обнаружить много других интересных вещей и связей.
ИА Красная Весна: Тогда поговорим о популярности этих видов спорта. В США бейсбол возведен в национальный культ: родители играют с детьми, почти в каждой школе своя команда, коллекционирование карточек с фотографиями звезд и многое другое. В России же лапта не имеет подобного статуса. Как думаете, чего не хватает нашей игре для выхода на подобный уровень?
Саранчук: На самом деле, бейсбол популярен не только в США. Мы привыкли ассоциировать эту игру с Соединенными Штатами, но она на таком же уровне развита в Японии, Южной Корее, Тайване, их постепенно догоняет Китай, в Европе тоже достаточно высокий уровень популяризации. Суть в том, что эти страны вкладывают в развитие этого вида спорта средства, деньги, и на это работает правильный административный ресурс. Люди понимают, для чего это необходимо. К примеру, в США школьники и студенты-бейсболисты получают дополнительные возможности для развития, т. е. вокруг этого работает целая индустрия.
В странах Азии помимо работы целой индустрии для развития спорта есть понимание полезности для развития ребенка. Не зря в начальных классах передовых стран в школьной программе бейсбол на первом месте, баскетбол — на втором, а футбол — только на третьем. С самого детства стоит акцент на сложно координированных видах спорта.
К сожалению, мы не выстраиваем эту спортивную индустрию. Мы просто смотрим, как профессиональные клубы играют друг с другом, но то, что уровень наших спортсменов по всем видам спорта падает, — это уже свершившийся и несомненный факт. Конечно, помимо этого необходима и работа с родителями. Часто ребенка, из личных убеждений, отдают в ту или иную секцию по желанию либо отца, либо матери. Наши спортивные школы не везде проводят дни открытых дверей для будущих маленьких воспитанников и их родителей, чтобы именно там уже ребенок мог познакомиться со своими возможными будущими наставниками и спортом.
Вернусь к вопросу популяризации лапты. Если подытожить, то на сегодня в России, к сожалению, нет единой целостной системы спортивного воспитания и спортивной культуры, а также системы спортивной подготовки. Именно в этом вся проблема.
ИА Красная Весна: Как я вижу, лапта у нас развита за счет множества региональных отделений, ее преподают в школах, многие студенты выбирают ее ради того, чтобы попробовать что-то новое — и заодно могут добиться спортивных успехов и даже разрядов. Но при этом, по сути, нет клубов, стадионов, качественных видеотрансляций. Кажется, российский бейсбол менее заметен в информационном пространстве, но стоит про него узнать, что есть стадионы, клубы, игроки и тренеры международного уровня, — как он становится более привлекательным, есть очень четкий спортивный образ.
Саранчук: В плане развития вы, несомненно, правы: у лапты большой региональных охват. В Приморском крае, как и в некоторых других субъектах, лапта и бейсбол вообще представлены одной федерацией. Так просто удобней, потому что в каждом из видов спорта не очень много специалистов, и за счет такого объединения можно создавать совместные проекты и приумножать совместный опыт.
В плане бейсбола я бы вас немного поправил. Бейсбол как раз более заметен, несмотря на меньшую региональную активность. И вы перечислили эти причины — есть стадионы, проходят многочисленные матчи, профессиональные трансляции с известными комментаторами. Также есть достаточно серьезная любительская лига. Всё это действительно выглядит более солидно. Федерация бейсбола России делает много правильных шагов для того, чтобы популяризировать эту игру в стране.
С лаптой же все несколько по-другому. Зачастую мы, как члены Федерации русской лапты России, на сегодня даже не знаем, кто является членом исполкома и президиума. Все решения озвучивает президент, опираясь на решение этих органов. Но сколько раз я спрашивал у коллег, какие там имена и люди, столько раз не получал внятного ответа. Наверное, все привыкли: есть президент — он всё решает, а там будь как будет.
Возможно, отчасти из-за этого у многих есть непонимание принимаемых внутри Федерации решений, и это сводит всю нашу работу не к развитию спорта, а к простому соперничеству на турнирах. То есть ситуация такая, когда по лапте есть много соревнований различного уровня — и летом, и зимой, мы весь год проводим в активном режиме. Но при этом сайт федерации выглядит слабенько, не хватает элементарной документации, также нет спортивного телевизионного канала, посвященного лапте, ну или хотя бы канала на каком-нибудь видеоплатформе.
Порой нам необходимо обратиться к регламентам, уставу Федерации, обратиться к члену исполкома или президиума, но мы не можем найти и получить никакую информацию. Здесь и надо начинать, я думаю. В отличие от федерации лапты, на сайте федерации бейсбола всё открыто и прозрачно, нацелено на коммуникацию с любым интересующимся.
И здесь можно построить ассоциативный ряд — если человек скрытный, озирающийся, боязливый — будет ли у него устойчивая коммуникация с внешним миром и обществом? В противовес этому человеку — если человек открытый, коммуникабельный, ничего не боится сказать, прямо говорящий о себе как есть — будет ли у него устойчивая коммуникация с обществом и внешним миром? Каждый может увидеть в этом и разные векторы открытости федераций и разные векторы направления развития видов спорта.
ИА Красная Весна: Очень интересно. А нет ли в России конфликта между спортсменами, тренерами и федерациями, относящихся к лапте и бейсболу?
Саранчук: Думаю, нельзя сказать, что существуют конфликты в прямом понимании этого слова. Между федерациями — точно нет, так как это разные юридические лица, с разными целями и задачами, которые по существу никак между собой не пересекаются.
Могу только сказать пару слов о конфликтности внутри самих игр, они же у нас военные, как я считаю. Поскольку с лаптой я связан не очень плотно, скажу только за бейсбол. Во-первых, есть соперничество между тренерами — по понятным причинам: все они хотят, чтобы их спортсмены и их команды побеждали. Все к этому идут, ради этого и работаем — чтобы воспитать победителей. На поле каждый может вспылить, выразить эмоции, всё-таки мы соперники в этот момент, да и парни многие горячие. Но вне поля все мы вполне дружелюбны, общаемся друг с другом, советуемся, обсуждаем разные нюансы игры. Примерно то же самое вижу в среде спортсменов — конфликты бывают на поле, но только в азарте игры, а вне ее многие друг друга знают, общаются без каких-либо проблем, даже с ребятами с других регионов.
ИА Красная Весна: Пожалуй, пора обсудить отношение к бейсболу в целом. Часто интерес к этой игре называют «непатриотическим». Забавно, что совсем недавно на этот тезис достойный ответ дала тренер из Краснодарского края, которая занимается и лаптой, и бейсболом. Что вы думаете на этот счет?
Саранчук: Мне кажется, здесь всегда возникает конфликт интересов. Вообще такие тезисы могут возникать только в не совсем здоровом обществе. С такой логикой нам надо отказаться от английского соккера — то есть футбола, канадского хоккея, американских баскетбола и волейбола, датского гандбола, южнокорейского тхэквондо, японского каратэ и многого другого. У нас же сотни тысяч, если не миллионы, человек занимаются этими видами спорта — и ведь не ради тех стран, где они появились?
Мы занимаемся бейсболом потому, что находим его интересным, находим в нем то, что может полноценно развивать ребенка физически, физиологически и умственно; находим в нем то, что учит нас решать сложные задачи путем поэтапного решения более маленьких задачек, учимся использовать тактику во благо общей стратегии. Любим за то, что в этом спорте кроется напряженность и высокая концентрация внимания и энергии, несмотря на кажущееся отсутствие динамики. Также бейсбол интересен поиском разных решений в случае мгновенного изменения игровой ситуации. Все, кто хоть однажды пробовал играть в бейсбол, знают, о чем я говорю. В лапте всё это тоже присутствует. Поэтому я считаю, что оба этих вида спорта в обязательном порядке должны быть частью школьной программы.
ИА Красная Весна: Спасибо, очень интересные размышления. Могу добавить к ним только одно наблюдение. В последнее время несколько раз в социальных сетях видел информацию о спортсменах и тренерах — российских бейсболистах, которые погибли при исполнении своего долга в СВО на Украине. И в обсуждениях, где люди выражали соболезнования их родственникам или подопечным, никто даже не попытался подвергнуть сомнениям нашу позицию в этом конфликте. Мне кажется, в этом есть что-то показательное.
Саранчук: К сожалению, вы правы: некоторые наши товарищи уже не вернутся, некоторые с оружием в руках защищают нашу Родину, и мы надеемся на победу и их возвращение домой. У нас своя культура и история — побогаче, чем у любой другой страны мира. Зачем нам американизация? Это пусть они интересуются, кто мы такие, что за славяне и русские. Мы не поддаемся их логике и разуму, им проще постараться нас разрушить, чем они и занимаются. Но бейсбол здесь ни при чем — мы занимаемся им ради нас самих.
Читайте также: Лапта нужна только сверхдержаве, которая ценит свою идентичность — интервью
(теги пока скрыты для внешних читателей)