Финские журналисты обнаружили стратегическую судоверфь Путина в Хельсинки
Судоверфь Helsinki Shipyard Oy, находящаяся в столице Финляндии, является стратегически важным для России объектом, утверждается в статье, опубликованной 5 декабря на сайте телеканала Yle.
Сотрудники телеканала провели расследование, желая выяснить, кому в реальности принадлежит данная финская верфь.
Во-первых, в публикации отмечается, что дела на Верфи Хельсинки несмотря на коронакризис идут хорошо. «Однако русские владельцы верфи заказывают строительство лайнеров для себя же. Заказы финансируются из госказны России», — отмечается там.
Так, в октябре британская круизная компания Swan Hellenic заказала на верфи строительство круизного лайнера класса люкс. Стоимость нового заказа составляет примерно 150 миллионов евро.
Однако, как узнали журналисты Yle, Swan Hellenic является компанией, которую создали в кратчайшие сроки и принадлежит она тем же российским бизнесменам, что и Хельсинкская судоверфь, а покупку судов, якобы, финансируют российские власти.
Известно, что данная верфь была продана летом 2019 года российской Объединенной судостроительной корпорацией двум российским бизнесменам, Владимиру Касьяненко и Ришату Багаутдинову.
Касьяненко принадлежит 80% акций. Он имеет бельгийское гражданство и проживает в Монако. Он также является одним из владельцев российской круизной компании «Водоходъ».
Телеканалу показалось странным, что владельцы заказывают корабли на собственной же верфи. «Это нетипично, но и не беспрецедентно. Судоходные компании, которые также владели верфями, существовали всегда», — ответил на это сотрудник Морского учебно-исследовательского центра Университета Турку Карвонен.
В статье утверждается, что минимум два лайнера, уже заказанные на верфи Хельсинки, финансируются российским государством. Осуществляется это через ирландскую компанию GTLK Europe, как утверждается, принадлежащую Минтрансу России.
Эта компания была создана в 2012 году. «За эти годы она инвестировала более миллиарда евро в покупку самолётов и кораблей, которые продаются или сдаются в аренду в основном российским компаниям», — говорится в статье.
Телеканал приводит слова профессор Хельсинкского университета Вели-Пекка Тюнккюнена, который считает всю эту схему уязвимой с точки зрения коррупции: «Конечно, здесь можно задуматься, утекают ли средства из российской госказны на эти заказы. В России коррупция видна во всех секторах. В тех сферах, где имеются значительные стратегические интересы государства, обычно можно сорвать особо крупный куш».
Тот же профессор подозревает также то, что верфь может иметь стратегическое значение для РФ. Это объясняется тем, что помимо круизных судов, здесь могут строить ледокольные танкеры, вспомогательные суда для бурения нефтяных скважин в Арктике и ледоколы нового поколения.
Тюнккюнен считает, что продвигаясь в Арктике, Путин желает создать такую картину, что мол Россия по-прежнему является территориально расширяющейся сверхдержавой. В этом помогают близкие к Кремлю бизнесмены.
«Мы часто думаем, что бизнес — это бизнес, и он не связан с вопросами влияния. Мы должны более внимательно изучать с кем и чем связаны бизнес-операции и денежные переводы», — подытоживает финский профессор.