NI: Вашингтон и Москва стоят в шаге от обмена ядерными ударами

Изображение: (сс) WikiImages
Ядерный гриб
Ядерный гриб

Главный риск ядерной войны сегодня исходит из того, что небольшое, даже непреднамеренное столкновение между силами России и США может быстро перерасти в обмен ядерными ударами, 2 июня пишет The National Interest (NI).

Чтобы справиться с растущей нестабильностью в трехполюсном ядерном мире, Вашингтон должен выбрать более широкий подход к переговорам с Москвой и Пекином.

Небольших шагов будет недостаточно, чтобы обратить вспять дестабилизирующие тенденции, которые развернулись за последнюю четверть века, пишет газета. Чтобы сдержать опасность ядерной эскалации, необходимо заняться развитием контроля передовых технологий в области информационной войны, систем доставки ракет, стратегической обороны и противодействия космическому потенциалу. Совокупность этих возможностей, а не только количество ядерных вооружений в арсеналах государств, определяет, будет ли сдерживание надежным.

Как думают эксперты Ричард Берт, бывший ведущим переговорщиком по Договору о СНВ, и Джон Вольфсталь, бывший старший директор по контролю над вооружениями Совета национальной безопасности, самый сложный вопрос — это новые российские ракеты средней дальности наземного базирования, в том числе ракета 9М729.

Благодаря короткому времени полета эти системы вынуждают руководителей принимать безотлагательные решения о возможном применении ядерного оружия, которые могут стоить миллионы жизней, тогда как более длительное время на сбор информации и принятие решений могло бы предотвратить катастрофу.

По мнению экспертов, чтобы добиться значительного успеха, президент Байден должен впервые попытаться ограничить всё ядерное оружие в обеих странах с помощью эффективной проверки. Меры должны включать ограничения на все вооружения независимо от их дальности и от того, развернуты они или хранятся.

Полное ограничение вооружений стало бы важным шагом вперед в обеспечении ядерной транспарентности и предсказуемости. Хотя для этого потребовалось бы, чтобы и Соединенные Штаты, и Россия приняли более жесткие меры проверки, чем предыдущие соглашения.

Политическая воля, а не технический прорыв, является здесь решающим ограничивающим фактором, заключают эксперты NI.

Напомним, президент Байден в феврале 2021 года решил продлить новый договор СНВ 2010 года — последнее ядерное соглашение, достигнутое между Вашингтоном и Москвой, — подчеркнув важность поиска новых стратегических переговоров с Россией и Китаем.

Обе страны — Россия и США — в настоящее время обладают примерно 3500–4500 ядерными боеголовками. Большая часть из них находится на складах, а на носители, согласно договору СНВ-3, у каждой из сторон установлено немногим менее 1500 боеголовок.