Китайские подводные лодки нового поколения вызывают беспокойство США

Изображение: (cc) Serg!o
Южно-Китайское море
Южно-Китайское море

Производство нового поколения подводных лодок с ядерным вооружением начинает Китай, сообщает 9 октября The Japan Times.

Как ожидается, эти лодки впервые бросят вызов растущим усилиям США и их союзников по отслеживанию подводных сил КНР.

Аналитики и атташе по региональной обороне говорят, что появляется все больше свидетельств того, что Китай «находится на правильном пути к вводу в эксплуатацию своей подводной лодки с баллистическими ракетами Тип 096 до конца десятилетия», причем достижениям в ее бесшумности частично способствуют российские технологии.

Исследования, обсуждавшиеся на конференции в мае в Военно-морском колледже США и опубликованные в августе институтом морских исследований колледжа, предсказывают, что за новыми судами будет гораздо труднее следить. По мнению семи аналитиков и трех военных атташе в Азии, этот вывод заслуживает доверия.

«Тип 096 станет кошмаром, — сказал отставной подводник и аналитик военно-морской технической разведки Кристофер Карлсон, один из исследователей. — Их будет очень, очень трудно обнаружить».

Скрытные усилия по отслеживанию китайских подводных лодок с баллистическими ракетами с ядерными двигателями и вооружением, известных как ПЛАРБ, являются одной из основных движущих сил увеличения развертывания и планирования действий в чрезвычайных ситуациях ВМС США и других вооруженных сил в Индо-Тихоокеанском регионе. Ожидается, что этот импульс усилится, когда Type 096 поступит на вооружение.

Пентагон заявил в ноябре, что китайские военно-морские силы регулярно организуют полностью вооруженное патрулирование ядерного сдерживания на своих старых катерах типа 094 с острова Хайнань в Южно-Китайском море, подобно патрулям, которые в течение многих лет проводят США, Великобритания, Россия и Франция.

Но лодки типа 094, несущие самую совершенную китайскую ракету JL-3, запускаемую с подводных лодок, считаются относительно шумными, что является серьезным недостатком.

В документе отмечается, что по скрытности, сенсорам и вооружению подводная лодка типа 096 будет конкурировать с современными российскими подводными лодками. В нем говорится, что скачок возможностей будет иметь «глубокие» последствия для США и их союзников в Индо-Тихоокеанском регионе.

Частично основанный на китайских военных журналах, внутренних выступлениях высокопоставленных офицеров Народно-освободительной армии (НОАК) и патентных данных, документ описывает более чем 50-летнюю историю развития атомных подводных лодок ВМС НОАК.

Он содержит спутниковые снимки, сделанные в ноябре на новой китайской верфи Хулудао, на которых видны секции прочного корпуса большой подводной лодки, находящейся в стадии разработки. Это ставит строительство в график, согласно которому лодки будут введены в эксплуатацию к 2030 году, сроки указаны в ежегодных отчетах Пентагона о вооруженных силах Китая.

В исследовании также подробно описываются потенциальные прорывы в конкретных областях, включая насосно-реактивные двигатели и внутренние шумоглушители, основанные на «имитационных инновациях» российских технологий.

Ни российское, ни китайское министерство обороны не ответили на запросы Reuters о комментариях.

Судно, вероятно, будет значительно больше, чем Тип 094, что позволит ему содержать внутренний «плот», установленный на сложных резиновых опорах для гашения шума двигателя и других звуков, аналогично российским разработкам.

Карлсон заявил Reuters, что он не верит, что Китай получил «драгоценности российской короны» — ее новейшую технологию — но будет производить подводную лодку, достаточно скрытную, чтобы ее можно было сравнить с модернизированными московскими лодками «Акула».

«Нам трудно найти и отследить Улучшенных Акул», — сказал Карлсон.

Сингапурский ученый в области обороны Коллин Ко заявил, что исследование открыло окно для скрытых исследовательских проектов по совершенствованию китайских ПЛАРБ, а также повышению его противолодочных возможностей. «Они знают, что отстают от остальных, поэтому пытаются догнать их с точки зрения успокоения и продвижения», — сказал Ко из Сингапурской школы международных исследований имени С. Раджаратнама. Карлсон сказал, что, по его мнению, китайские стратеги, как и Россия, будут держать ПЛАРБ в защитных «бастионах» вблизи своих берегов, используя недавно укрепленные позиции в спорном Южно-Китайском море.

Перспектива появления передовых ПЛАРБ значительно осложнит и без того напряженную борьбу разведок.

Аналитики и военные атташе говорят, что отслеживание китайских подводных лодок становится отголоском усилий времен холодной войны по охоте за советскими «бумерами»: отслеживание китайских подводных лодок становится все более международным усилием: японские и индийские военные помогают Соединенным Штатам, Австралии и Великобритании.

Увеличивается количество противолодочных учений, а также развертывание самолетов P-8 Poseidon, охотящихся на подводные лодки, в Юго-Восточной Азии и Индийском океане.

США, Япония, Индия, Южная Корея, Австралия, Великобритания и Новая Зеландия эксплуатируют усовершенствованный самолет, который использует гидроакустические буи и другие более совершенные методы, такие как сканирование поверхности океана, для обнаружения подводных лодок далеко внизу.

Соединенные Штаты также проводят крупнейшую с 1950-х годов реконструкцию своей сверхсекретной подводной сети наблюдения для борьбы с растущим присутствием Китая, сообщило в сентябре агентство Reuters.

Перспектива более тихой китайской ПЛАРБ частично обусловлена соглашением AUKUS между Австралией, Великобританией и США, которое приведет к увеличению количества британских и американских ударных подводных лодок в Западной Австралии. К 2030-м годам Австралия рассчитывает спустить на воду свои первые атомные подводные лодки, созданные по британской технологии.

«Мы находимся на интересном этапе», — сказал Александр Нил, сингапурский военный аналитик. «Китай находится на пути к созданию нового поколения подводных лодок, опередивших первые лодки AUKUS — даже если они находятся на паритете с точки зрения возможностей, это очень важно», — сказал Нил, научный сотрудник Гавайского аналитического центра Тихоокеанского форума.

Даже если подводные силы Китая достигнут технологического паритета, в течение следующего десятилетия им придется активно и интенсивно тренироваться, чтобы соответствовать возможностям AUKUS, добавил он.

Василий Кашин, ученый из Высшей школы экономики из Москвы, считает, что, возможно, именно китайские инженеры совершили прорыв, описанный в докладе.

Хотя Китай, скорее всего, получил некоторые ключевые российские технологии в 1990-е годы после распада Советского Союза, сказал Кашин, между Пекином и Москвой не было никакого известного соглашения о совместном использовании, кроме соглашения 2010 года о ядерном реакторе.

Он сказал, что Китай, возможно, добился прогресса за счет адаптации российских разработок и других источников, включая шпионаж, но маловероятно, что у них есть российские системы новейшего поколения.

«Китай не является противником России в военно-морской сфере, — сказал Кашин. — Это не создает трудностей для нас, это создает проблемы для США».