В Самаре разгорелся скандал из-за установки бронзовых фигурок шишиг

Изображение: Ольга Перегуд © ИА Красная Весна
Нечисть
Нечисть

Крупный культурный скандал разгорелся в Самаре по поводу маленьких (15 сантиметров) бронзовых статуэток волшебных человечков шишиг-летунов, 12 октября сообщает издание «Регион Самара».

О размещении в десяти точках города 27 фигурок стало известно летом 2024 года. Авторы проекта считают, что шишиги сделают Самару более туристически привлекательной.

Шишиги — это обитатели Самарской Луки, которые переселились в город. Их задача — собирать и хранить лунный свет.

Однако проект вызвал бурную полемику среди самарцев. С категорическим заявлением выступила «Русская община».

«В рамках проекта „Формирование комфортной городской среды“ принято решение установить в знаковых местах города бронзовые фигурки „волшебных существ“. Часть их уже установлена, всего же планируется 27 фигур. К нам начали поступать жалобы от обеспокоенных жителей города. Потрясающая на первый взгляд идея вызывает шок. Так как в славянском фольклоре шишига является нечистью. Одна из форм — умершие некрещенные младенцы, проклятые своими родителями, души которых продолжают жить. По другому преданию, шишига — это дьявол в образе летающего человека, который умер недавно», — пояснили члены «Русской общины».

Жители города приводят и другие аргументы.

«Архитекторы взяли за образец вроцлавских гномиков. Их придумал поляк Вальдемар Анжей Фидрих, основатель и лидер подпольного протестного движения „Оранжевая альтернатива“, которое действовало в Польше в 80-е годы. Эти гномики фактически являются символом „оранжевых революций“. Попытка представить этих шишиг как безобидных „маленьких человечков, которые собирают и хранят лунный свет“ не выдерживает критики».

Мнение «Русской общины» поддержал депутат Михаил Матвеев.

«Идиоты. Беру обращение в работу. Выбирать в рамках „повышения туристической привлекательности“ символом города нечисть и духов умерших детей мог только сатанист или идиот. Лучше бы вместо демонизации города шишигнутые чиновники пропагандировали самарских котов»,  — заявил законодатель.

Однако, представители самарской интеллигенции встали на защиту бронзовых человечков.

«Проект самарских шишиг-летунов — один из самых крутых на моей памяти. Наблюдал, как десятки людей их фотографировали. Помню, как авторы проекта показывали мне вроцлавских гномиков. Как же мне хотелось тогда, чтобы что-то подобное появилось и в Самаре»,  — заявил историк архитектуры Армен Арутюнов.

Проект поддержала кандидат филологических наук Анна Синицкая. По ее словам время покажет, сохранятся ли эти арт-объекты в городе.

«Зная высоконравственных самарцев, уже заранее можно оплакать их бронзовую судьбу. Где уж тут искать „положительный имидж города“. Окурки бы научиться не бросать мимо урны. В психологии это называется замещением. Мы горячо обсуждаем надуманную проблему, которая позволяет нам не видеть многого вокруг», — заметила филолог.