Ученые исследуют причины расширения ареала золотого шакала
Причины появления шакала в российской Субарктике выясняют ученые Института биологии Карельского научного центра (КарНЦ) РАН, Петрозаводск, сообщает 4 мая пресс-служба Минобрнауки России, поддержавшего исследование.
Результаты исследования предполагаемых причин, по которым вид стремится расширить границы своего ареала, и пути его расселения опубликованы в международном журнале Polar Biology.
Необычный зверь попал в охотничий капкан в феврале 2021 года на окраине села Цимола Архангельской области. Сотрудник Пинежского заповедника Александр Рыков направил фотографии и биоматериалы животного в лабораторию зоологии Института биологии КарНЦ РАН.
Ученые определили в обнаруженном животном шакала уже по его внешнему виду, и это в последствии было подтверждено генетическим анализом митохондриальной ДНК. Прибывший в Субарктику зверь оказался представителем вида золотой шакал (Canis aureus Linnaeus).
«До этого момента не было известно случаев появления шакалов так далеко на севере России, это действительно зоологическая находка», — рассказал Константин Тирронен, завлабораторией зоологии.
В России шакалы этого вида обитают в Северо-Кавказском регионе — на территории от Каспийского до Азовского морей. При этом в последнее время наблюдается их появление в соседних областях, Ростовской и Волгоградской. Отмечены отдельные встречи с этими животными в Воронежской, Саратовской и Оренбургской областях.
В Центральной России и на Северо-Западе — в Московской и Ленинградской областях, также фиксировались единичные случаи. Так, после находки у деревни Цимола шакал был обнаружен в Вологодской области, а совсем недавно — на востоке Республики Коми. Хотя в Карелии этих хищников еще не встречали, ученые предполагают, что пока их появление просто остается незамеченным.
Таким образом, имеет место расширение ареала обитания шакала всё дальше на север и восток, несмотря на лесистость этих территорий, глубокие снега и морозы зимой, а также обитание там крупных хищников.
Причиной этого явления, предполагают исследователи, являются так называемые популяционные волны, иначе — «волны жизни». Также в центральных частях ареала идет нарастание численности и плотности населения этого вида. Свою роль в этом процессе играют современные изменения климата и ландшафта, связанные с деятельностью человека.
Константин Тирронен пояснил: «Отнюдь не всегда активная экспансия вида объясняется трансформацией природных сообществ и климата, хотя сейчас эти факторы совпадают: зимы становятся более мягкими, малоснежными, идет активная рубка лесов, появляются новые дороги. Первопричина может скрываться глубже, внутри популяционной цикличности, присущей тому или иному виду».
Однако для определения этой цикличности ученые не всегда располагают достаточным количеством наблюдений необходимой продолжительности, даже когда наблюдения за видом продолжаются несколько десятилетий. Может случиться так, что для этого вида свойственны более продолжительные, например, как у лося, столетние циклы.
В дальнейших исследованиях ученые намерены выяснить пути, по которым шакалы проникают на Север: с российского Кавказа или европейского запада. Однако оценивать степень влияния нового вида на местные экосистемы пока слишком рано: вероятность того, что шакал сможет закрепиться в столь суровых для него условиях, слишком мала, считают ученые.