Загадка древнейшего города — под полом обнаружены захоронения чужих детей

Изображение: CC BY-SA 3.0
Чатал-Хююк. Южная Анатолия

Согласно исследованию международной группы ученых, дети, которые были похоронены вместе со взрослыми в домах одного из старейших городов мира Чатал-Хююк, не были родственниками ни им, ни другим детям, похороненным рядом с ними, 17 апреля сообщает PAP.pl.

Чатал-Хююк, археологический памятник, расположенный в центральной Турции, просуществовал почти 1200 лет между 7100 и 5950 годами до нашей эры, где жители Ближнего Востока с эпохи неолита были первыми оседлыми сельскохозяйственными общинами, которые строили постоянные дома.

Интересным фактом является то, что усопшие хоронились здесь под полом своих жилищ, как это было в случае с другими поселениями на Ближнем Востоке, когда стало преобладать сельское хозяйство и животноводство.

В течение многих лет археологи задавались вопросом, связаны ли между собой родственными узами захороненные под полом люди. Для этого международная группа исследователей, в том числе ученые из Университета им. Адама Мицкевича из Познани, исследовали 22 генома, полученных от умерших, захороненных в доисторических городах Анатолии.

По сведениям исследователей, было обнаружено, что в некоторых доисторических городах дома служили захоронениями для членов групп родственников, в то время как в других селениях, в том числе изученном учеными Чатал-Хююке, в пределах одного дома хоронили взрослых и детей, которые не были связаны друг с другом кровными узами. Эти выводы были опубликованы в журнале Current Biology.

«О наличии этого обычая известно давно, но то, как он был связан с социальной организацией жителей этих поселений, оставалось лишь догадываться. Некоторые исследователи предполагали, что погребенные представляют членов биологических семей, в то время как другие имели тенденцию к более сложным, не основанным на генетическом родстве, структурам», — отмечают исследователи.

Чтобы подтвердить эти предположения, международная группа исследователей проанализировала десятки захоронений из нескольких поселений эпохи неолита, сообщает издание. Одним из ведущих исследователей был доктор Мацей Чиленский из Института биологии человека и эволюции биологического факультета AMU, который в 2019 году указал на основе митохондриальных геномов отсутствие материнской линии между людьми, похороненными под полами домов в Чатал-Хююк.