В России и помимо истории с Врангелем были случаи оправдания коллаборантов

Изображение: © ИА Красная Весна
Выступление Сергея Кислицына на круглом столе в Ростове-на-Дону
Выступление Сергея Кислицына на круглом столе в Ростове-на-Дону
Выступление Сергея Кислицына на круглом столе в Ростове-на-Дону

Попытки оправдания коллаборантов, в том числе выступавших на стороне фашистской Германии во время Великой Отечественной войны, уже имели место в России и особенно в Южном федеральном округе, заявил доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления РАНХиГ Сергей Кислицын, 2 декабря на круглом столе по теме «На каких примерах воспитывать подрастающее поколение?» на площадке Центра истинных ценностей в Ростове-на-Дону, сообщает ИА Красная Весна.

По словам ученого, попытки реабилитации коллаборационистов не ограничиваются случаями с атаманом Петром Красновым, открытым пособником немецких нацистов, и бароном Петром Врангелем, сотрудничавшем с Францией и Польшей против Советской России. Например, в Краснодарском крае принялись продвигать в качестве героя фигуру сподвижника Краснова атамана Кубанского казачьего войска Вячеслава Науменко.

«Его потомки способствовали передаче казачьих реликвий кубанского войска в Краснодар, — поясняет историк. — И они в благодарность за это участие возвеличили эту фигуру и всячески ставят вопрос об особой ценности этой фигуры».

При этом, по словам ученого, лица, продвигающие Науменко, не говорят о том, что он являлся коллаборационистом, хотя он был заместителем коллаборациониста Краснова.

«Они пишут о том, что это была просто ошибка. Какая ошибка? Воевать на стороне Гитлера, быть преступником военным, да? Это ошибка? Это преступление! Это преступление, а не ошибка!» — выразил уверенность Кислицын.

Между тем у таких фигур находятся исследователи, которые пишут им хвалебные биографии. И повлиять на таких людей трудно.

«Я пытался разговаривать с кубанскими коллегами на эту тему, но тяжело: либо отмалчиваются, либо активно сопротивляются, обвиняя меня в незнании истории нашего кубанского казачества. „Науменко — это замечательный человек“, — говорят они, и переубедить их оказывается очень трудно», — поделился ученый.

Если же говорить о материалах интернета, то они просто пестрят попытками реабилитации Краснова. И большинство таким материалов относится к 1990-м годам, времени президентства Бориса Ельцина.

«Всех пытались реабилитировать! Причем, что самое удивительное, не только Краснова, тот хоть нашего происхождения, но и Паннвица (Гельмут фон Паннвиц — немецкий военачальник, руководил коллаборационистскими формированиями казаков на территории СССР — прим. ИА Красная Весна) тоже пытались реабилитировать. И вот расписывали, какой Краснов хороший человек был, как он кого-то крестил, как он любил казачество. Да, он любил казачество. Да, он был православным. Но при этом он стал преступником, встал на сторону фашистского рейха», — подытожил Кислицын.

Напомним, 2 декабря в Ростове-на-Дону на площадке Центра истинных ценностей прошел круглый стол на тему «На каких примерах воспитывать подрастающее поколение?». Поводом для обсуждения стал установленный 7 ноября на территории 2-го Донского кадетского корпуса бюста барона Петра Врангеля.

Событие вызвало широкий общественный резонанс, в городе прошли протесты против увековечивания памяти Врангеля, после чего бюст был сначала закрыт транспортировочным каркасом, а затем и вовсе демонтирован.