70% учителей младших классов в Японии — за чертой крайней усталости — опрос
Более 70% учителей младших классов средней школы в Японии работают сверхурочно более 80 часов в месяц, что является порогом для определения «смерти от переутомления», показали результаты независимого опроса.проведенного Университетом Нагоя, во главе с профессором Рё Утидой, 16 мая пишет The Mainichi.
Опрос также выявил, что каждый третий учитель начальной школы, который сообщил, что работает 40 или более часов в неделю, рассказал о стремлении менеджеров занижать количество рабочих часов.
«Последствия продолжительного рабочего дня ложатся на детей. Это социальная проблема», — подчеркнул Утида.
Напомним, отдельное исследование условий труда учителей, проведенное в 2016 году министерством образования, показало, что около 30% учителей начальных школ и 60% учителей неполных средних школ работали сверхурочно более 80 часов в месяц.
В своем последнем опросе, проведенном в ноябре 2021 года, Утида и другие исследователи во время онлайн-опроса получили ответы от 924 учителей в возрасте от 20 до 50 лет, работающих полный рабочий день в государственных начальных и неполных средних школах. Среди прочих вопросов респондентов спрашивали, в какое время они приходят на работу и уходят с работы в течение конкретной недели, сколько часов они тратят на работу на дому.
Опрос показал, что 74,4% учителей младших классов средней школы работали сверхурочно более 80 часов в месяц. В целом, 66,9% учителей сообщили, что работали сверхурочно 20 и более часов в неделю, что фактически пересекает черту, определяющую «смерть от переутомления», или «кароси» на японском языке. Кроме того, 18,1% учителей младших классов средней школы и 10,8% учителей начальной школы работали сверхурочно 40 и более часов в неделю. Более того, как в начальных, так и в средних школах около половины всех опрошенных учителей заявили, что у них «нулевые» перерывы.
Опрос также выявил требования со стороны управленческого персонала к учителям занижать данные о своем рабочем времени. На вопрос, просили ли их переписать свои рабочие записи, чтобы они выглядели так, как будто они работали меньше сверхурочно в течение последних двух лет, 16,6% респондентов ответили утвердительно. При ограничении учителей, которые работали сверхурочно 40 и более часов в неделю, 32,7% учителей начальных классов и 24,4% учителей младших классов средней школы заявили, что получали такие запросы. Кроме того, 43% учителей начальных классов заявили, что они «неточно указывают» свое рабочее время в выходные дни.
Ответы показали, что чем больше они работали сверхурочно, тем больше беспокойства они чувствовали. Среди учителей, которые работали сверхурочно 40 и более часов в неделю, 81,9% согласились с утверждением анкеты: «Меня беспокоит, смогу ли я вовремя обнаружить травлю», и 70,1% с утверждением: «Я хожу на занятия без достаточной подготовки».
Комментируя причины занижения рабочего времени, Утида сослался на поправку 2019 года к закону об условиях труда и заработной плате работников образования, которая ограничивает сверхурочную работу до 45 часов в месяц. Он сказал, что еще одной целью занижения продолжительности рабочего дня является избежание встреч с производственными врачами.