Кургинян: консерватизм России заключается в единстве традиций и прогресса

Эрик Равилиус. Герани и гвоздики. Начало XX века
Эрик Равилиус. Герани и гвоздики. Начало XX века
Эрик Равилиус. Герани и гвоздики. Начало XX века

Консерватизм России заключается в единстве традиций и прогресса, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 9 мая в праздничном обращении.

Политолог привел строки поэта Андрея Вознесенского, отметив при этом, что не является его особым любителем: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

«Но этот человекосовместимый прогресс — мы же его поддерживаем, мы же без него жить не можем даже просто потому, что тогда те, кто признаёт прогресс, нас так обгонят в технологическом смысле, что мы окажемся просто раздавлены», — сказал Кургинян.

Политолог подчеркнул, что никто не призывает сегодня к воскрешению диалога с либерализмом. По его мнению, это невозможно, а либерализм стал настолько жалким и мерзким, что тут невозможность с отвратительностью очень глубоко сочетаются.

«Либерализм уже не есть либерализм традиций прогресса. Это постмодернизм, который отрицает историю, человека, очень многое», — пояснил Кургинян.

«Но что такое классический консерватизм, с которым мы пытаемся вступить в диалог? — задает вопрос аналитик и сам на него отвечает. — Это, скажем так, американский или какой-нибудь европейский консерватизм, который основан на ненависти к двум вещам: либерализму и марксизму, то есть коммунизму».

«Там всегда не очень понятно, а с нацизмом-то что? И мы же не можем не отдавать себе отчет в том, что чем в большей степени коммунизм — с его верой в человека, с его небезусловной, но исторической устремленностью и так далее — оказывается подорван, тем сильнее становится фашизм», — продолжает Кургинян.

Он добавил, что человек не может не отдавать себе отчета в том, что либерализм был нацизмом растоптан, разорван и приведен в состояние полнейшего ничтожества по одной простой причине: у либерализма нет смыслов, способных противостоять нацизму.

«Либерализм сам изнутри так слаб, что беременен нацизмом. Жалкий лепет либеральной Веймарской республики как раз и привел к власти Гитлера, не было внутри этой Веймарской республики ничего такого, что могло бы Гитлеру сопротивляться», — пояснил философ.

Политолог отметил, что когда речь заходит о так называемом «нашем консерватизме», и если имеется ввиду правильный, классический консерватизм, то он держится на единстве традиций и прогресса.

«Он не отрицает прогресс, и он говорит о той традиции, которая есть. Он не выдумывает „примордиальную традицию“ или прочую хрень. Он говорит о той традиции исторической, которая есть», — заключил лидер «Сути времени».