Мозг у гимнастов топ-уровня устроен не так, как у обычных людей
Мозг гимнастов высшего уровня устроен иначе, чем у всех нас, простых смертных. Поэтому они в состоянии совершать удивительные трюки, свидетельствуют исследования ученых из японского Университета Хунтендо, пишет 24 ноября газета The Asahi Shimbun.
Они изучили снимки мозга 10 спортсменов, выступавших на чемпионатах мира, и обнаружили, что области мозга, управляющие двигательными функциями, пространственным восприятием и другими процессами, у них значительно больше по объему, чем у негимнастов.
Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить, что отличает гимнастов такого калибра от негимнастов, основываясь на предпосылке, что они должны обладать выдающейся мышечной силой, гибкостью и чувством равновесия тела.
Для получения трехмерных изображений головного мозга и сравнения 34 областей коры головного мозга с аналогичными участками у 10 мужчин примерно того же возраста, не занимающихся спортом, была использована магнитно-резонансная томография.
Пять из этих областей у спортсменов оказались больше примерно на 10 процентов, в том числе одна, связанная с двигательной функцией (прецентральная извилина), и другая, связанная с пространственным восприятием, интеграцией сенсорной информации и другими процессами (нижняя теменная долька).
Ни одна область мозга у спортсменов не была меньше, чем у обычных мужчин.
Ученые также изучили корреляцию между объемом коры головного мозга в пяти областях и соревновательными навыками гимнастов.
Выявилась такая общая тенденция: чем выше среднее значение максимальных баллов, полученных в шести гимнастических упражнениях, тем больше объем области мозга, которая имеет отношение к пространственному восприятию и интеграции сенсорной информации.
Была обнаружена также общая закономерность увеличения области мозга, которая осуществляет централизованный контроль над другими частями тела, у спортсменов с более высокими средними баллами.
Гимнасты, участвовавшие в исследовании, тренировались от 10 до 19 лет. Характеристики их мозга, вероятно, менее относятся к врожденным качествам, чем к приобретенным в процессе обучения, делают вывод ученые.
Как отмечает издание, по мнению исследователей, результаты их работ помогут разработать новые методы обучения облегчить поиск спортсменов, обладающих соответствующим потенциалом.